Последние назначения в ТКГ вызвали шквал эмоциональных обсуждений и реминисценций предыдущих карьерных эпизодов нового советника по общению с медиа Алексея Арестовича. Но все это лишь очередное следствие желания сфокусироваться на простом и незначительном вместо сложного, но по-настоящему важного. Куда интереснее понять – в чем состоит содержательная часть работы украинских переговорщиков сегодня?

Наши представители в ТКГ продолжают генерировать малореалистичные планы по проведению выборов в ОРДЛО уже в марте следующего года. Этому должны предшествовать:

- до средины ноября – допуск представителей МККК к удерживаемым на оккупированных территориях лицам;

- до средины декабря – освобождение заложников по формуле "всех на всех"; увеличение численности СММ ОБСЕ на 1500 человек;

- в начале 2021 года – вывод иностранных вооруженных формирований и разоружение НВФ, а также передача контроля над государственной границей Украине;

- после возвращения контроля над государственной границей - проведение выборов 31.03.2021 года, в соответствии с украинской Конституцией и требованиями Копенгагенского документа.

При этом, украинское видение дорожной карты по воплощению Минска презентуется через интервью главы и заместителя главы делегации в ТКГ, а не в виде документа, что порождает очень разные интерпретации. А есть ли он вообще? Или это несколько слайдов?

Спикер украинской делегации в ТКГ поставил себе амбициозную задачу оповещать о результатах переговоров раньше, чем это делают боевики. Казалось бы услышали нашу экспертную критику.. Но и эта идея так не смогла воплотиться в жизнь. Есть вопросы и к качеству этого информирования и информационной политики нашей делегации в целом: от элементарных грамматических ошибок на новосозданной странице украинской делегации в ТКГ до интервью главы украинской делегации ТАСС и "Клименко time".

Если первое интервью Леонида Кравчука "Интерфаксу" содержало лишь нереалистичные дедлайны и далекие от действительности проекты по "реформированию" СММ ОБСЕ, то интервью ТАСС показало серьезные логические искривления: в нем Кравчук утверждал, что закон об амнистии «будет принят ПОСЛЕ проведения выборов и формирования органов местной власти в ОРДЛО».

При этом, Кравчук заявил, что для определения лиц, которые смогут рассчитывать на амнистию, создадут «специальные комиссии, включающие и представителей местных властей» (!). Исходя из сказанного Кравчуком в ТАСС, получается, что амнистией смогут руководить лица, которые сами должны быть проведены через процедуру проверки своих действий, но не прошли этой процедуры до выборов, что позволит им и избежать ответственности самим, и помочь избежать ее другим.

В новом интервью Кравчука уже украинскому ресурсу ТСН, была представлена иная последовательность шагов: сначала закон об амнистии, а потом выборы. И в целом, через это медийное высказывание красной нитью проходит упование на новую встречу нормандской четверки на уровне глав государств до конца этого года.

Но итоги видеовстречи внешнеполитических советников глав стран Н4, опубликованные Офисом президента, сводятся к тому, что все большую и большую роль будет играть собственно формат ТКГ, который мы так стремились "разблокировать" и "интенсифицировать", представляя свои иллюзорные планы и концепции.

Из событий последнего времени можно сделать сразу несколько выводов:

Популярные статьи сейчас

Баррозу: Путин говорил мне, что не хочет существования Украины

Аудит выявил массовые манипуляции с зарплатами для бронирования работников

Морозы до -6, снег, дождь и сильный ветер: жителей Киевщины предупредили об опасной погоде

В 2024 году в Украине началась Третья мировая война, - Залужный

Показать еще

- назначения "советников по медиа" и "спикеров" само по себе не способно сделать коммуникацию качественнее. Никакие логотипы украинской делегации в ТКГ не заменят адекватного планирования работы с медиа, и понимания, что интервью главы украинской делегации в ТКГ ТАСС, а тем более "Клименко time" – изначально плохая идея;

- отсутствие четкой стратегии, продемонстрированное этими интервью, приводит только к тому, что, несмотря на все реляции в духе "России невыгодно содержать ОРДЛО, потому она должна быть заинтересована в завершении конфликта, а значит у нашего плана есть шанс", РФ продавливает свои нарративы все активнее. Серьезные политические решения (а именно к такой категории относится разработка новой дорожной карты по имплементации Минских соглашений) ушли в формат ТКГ, и украинская делегация активно потворствует этому, забыв свои же собственные слова о том, что ТКГ – лишь вспомогательный формат для работы в Н4. Принимая во внимание отсутствие рациональной стратегии, настаивать на новой встрече на уровне глав государств нормандской четверки не имеет смысла: вместо аудита выполнения договоренностей предыдущего саммита мы получим только серьезную возможность взять на себя новые обязательства – с тем, чтобы снова выполнить их в одностороннем порядке. Пример КПВВ в Счастье, запланированное открытие которого сорвали НВФ, подконтрольные России, доказывает это как нельзя более наглядно;

- нужен не просто закон об амнистии, а закон об амнистии, понятный и приемлемый для украинского общества. Принять такой закон и разъяснить его до марта следующего года – очевидно нереально. А еще более нереально – создать орган, ответственный за проверки данных о тех, кого мы собираемся амнистировать, и запустить его работу в столь краткий срок.

И в этой части мирного плана недопустимы какие бы то ни было вариации: амнистия может предоставляться только после прохождения проверок. Должны иметь место тщательное исследование информации по каждому конкретному случаю и суды. Ни о каком "прощении" целых категорий коллаборантов не может быть и речи – в нашем случае это будет равняться согласию на войну внутри Украины на долгие десятилетия. Процедура спецпроверок может быть начата после того, как мы получим физический контроль над оккупированными территориями – только так мы сможем детально изучить все обстоятельства и свидетельства, но до каких бы то ни было окончательных политических решений, завершающих процесс реинтеграции – т. е. до выборов.

В целом, можно констатировать: увлечение формой, отставками и назначениями при отсутствии содержательного наполнения, отдает это наполнение на откуп противнику. Ни одно назначение в украинскую делегацию ТКГ не поможет в утверждении оторванных от действительности концепций, и ни одна нормандская встреча не даст удовлетворительных результатов до тех пор, пока украинские переговорщики воспринимают ее как самоцель.

Авторы - аналитики Центра исследований проблем гражданского общества

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram