Часть 1. Сценарии постройки кораблей за выделенный кредит

7 октября между Украиной и Великобританией был подписан Меморандум об усилении сотрудничества в военной и военно-технической сферах, согласно которому предлагается провести совместный украинский-британский проект по созданию современного ракетного катера по стандартам НАТО.

По этой программе Великобритания предоставляет Украине кредит на 1,25 млрд. фунта стерлинга. Кредит предоставляется на 10 лет с трехлетним льготным периодом и процентной ставкой 2,5 % в евро и 3,5 % в британских фунтах стерлингов.

Вот только сразу после этой новости относительно данного кредита началась крайне оживленная деятельность с украинской стороны с советами о том, как разумнее его потратить. И эти советы зачастую идут в разрез предложенному совместному проекту.

На данный момент существует три варианта развития событий:

  1. Потратить кредит на постройку 8 абсолютно новых британских ракетных катеров, с получением доступа к современным технологиям (то есть, сами сможем ремонтировать данную технику и развивать собственное кораблестроение). Данный нарратив сразу намекает, что это будут не заявленные ранее британские катера Super Vita (Barzan). Часть кредита использовать на строительство военно-морских баз Украины на Черном и Азовском морях. Собственно, идти путем, про который обговаривался на встречах министра обороны Украины с его британским коллегой в Киеве и в Лондоне.

Как известно два первых корпуса ракетных катеров планируется построить на британской верфи при участии специалистов украинского предприятия-производителя (его должно определить правительство на основе прозрачного аудита с участием британской стороны). В дальнейшем все производство — от сбора корпусов до оснащения кораблей вооружением — будет происходить в Украине, на верфи, которую правительство выберет и согласует с британской стороной.

Однако взглянув на эскиз британского катера все наше военное руководство высказалось, что презентованный проект катера не предназначен для военного использования, заявив, что британская судостроительная компания BMT, ничего не проектировала, кроме «полуспортивных патрульных катеров для Востока и Африки». Назвать аргументацию этого заявления слабой – ничего не сказать, ее просто нет. На самом деле, это тревожно, потому что попахивает сговором для лоббирования прижившегося подхода «потратить деньги» – почувствуйте разницу с подходом «построить флот», который предложен партнерами.

Кстати, услышав данное заявление, англичане посчитали это пускай и странной, но шуткой. Как-никак обладая совершенной школой кораблестроения, колоссальным военно-морским опытом и традициями, где они на равных могут соревноваться с текущим лидером США, слышать подобные заявления для них более чем странно. Да и в перечне «полуспортивных патрульных катеров для Востока и Африки» значатся проекты экспериментального скоростного корабля Sea Fighter (FSF-1) для ВМС США, минный тральщик Venari-85, арктические патрульные кораблей типа HMCS Harry DeWolf, модернизации десантного корабля HMAS Choules для ВМС Австралии, и т.д.

В ответ британская сторона выслушала все претензии украинской стороны и предложила поставить на катера норвежские ПКР Naval Strike Missile (NSM). Ибо с учетом действующих реалий «морской» версии «Нептуна» ждать придется еще долго. Предположу, что это тонкий английский юмор, где на заявление о невозможности установить вооружение на предложенные катера, нам напомнили, что у нас и готового к установке вооружения как бы нету.

Что ж, время покажет кто прав.

Стоит отметить, что в экспертном сообществе ходят слухи о якобы отработке «на рабочем уровне» указания о подготовке аргументации о сокращении количества британских катеров с 8 до 6. В связи с этим вырисовывается очень интересная тенденция – много говорят о военно-морских базах, но как-то очень мало корректной информации о катерах.

Популярные статьи сейчас

В The Times объяснили, какой катастрофой обернется для Запада падение Украины

Энергетическую инфраструктуру Харьковщины восстановят за счет Фонда поддержки энергетики

Части украинцев запретили находиться в приграничных зонах: что происходит

В Украине изменились правила наследования: детали нововведений

Показать еще

Ибо гораздо выгоднее слить львиную долю кредита на «постройку» инфраструктуры в Очакове и Бердянске, оставив сущие крохи на катера. Тем более что через пару-тройку лет все уже забудут и о катерах, и о кредите.

  1. Потратить значительную часть британского кредита на постройку украинских ракетных катеров с ракетой «Нептун». Лоббистом этого проекта выступает ДПЦК (Дослідно-проектний центр кораблебудування), который входит в состав Государственного концерна «Укроборонпром». На следующий же день после новости о предоставленном кредите ДПЦК презентовал свой проект «суперсовременного» ракетного катера. Поначалу говорилось о ракетном катере «Гроза», но позже ДПЦК пообещали что-то еще лучше.

Большинство благоразумных людей взглянув на предложенные варианты скажут: «Да что здесь думать? Нужно свое, украинское развивать!» И будут во многом правы. Развивая свое кораблестроение, мы в будущем можем стать во многом независимыми в этой сфере, и даже продавать наши боевые суда соседям, поднимая за этот счет свою экономику. Однако загвоздка заключается в вопросе - каким путем строить свое.

К сожалению, большинство забывают один очень простой факт, который в корне убивает эту оптимистическую логику. Мы с вами живем в Украине, где цена обещаниям, равно как и ответственности, бесконечно стремится к нулю. «Суперсовременные» ракетные катера в исполнении ДПЦК - это ничто иное как легкий апгрейд проектов ракетных катеров проекта 1241 (Tarantul-class corvettes по классификации НАТО, шифр «Молния»), которые в 80-х годах прошлого столетия активно строились по планам Москвы на Рыбинском, Ярославском и Дальневосточном судостроительных заводах, с соответственными взглядами на выполнение морских операций и техническими стандартами тех времен. В украинском исполнение все это оказалось с пометкой «если не реализуется - то продадим» (экспортная версия этих катеров поставлялась в рамках «социалистического лагеря» – Польшу, Болгарию и Румынию, а также страны Ближнего Востока и Азии) – эта фраза «если что» принадлежит генеральному конструктору ДПЦК Вадиму Борисову, который сказал её на презентации данного проекта.

Но, господа, время-то другое, с иными технологиями и техническими решениями в интересах обороны, тактики и оперативного искусства ведения современной войны на море. А мы что, безнадежно хотим застрять в прошлом? К сожалению, ничего другого ДПЦК не предлагает.

Вообще, очень интересные приоритеты в ходе войны. Сразу видно – всецело направлены лишь на усиление обороноспособности страны. И обойдутся нам эти попытки в несколько миллиардов гривен за единицу, так как ДПЦК ставит цену за «Грозу» в 110-120 млн. долларов за один катер. А это больше трех миллиардов гривен.

Но даже если пойти по этому пути, никаких гарантий на то что у нас эти суда хоть когда-нибудь будут построены нету. И вполне вероятно, что их будет ждать судьба корвета «Владимир Великий», который строят уже последние 12 лет, и из-за недостатка финансирования и системной неготовности Украины к строительству боевых кораблей такого класса всё никак не могут достроить.

  1. Потратить часть британского кредита на постройку 4-х турецких многоцелевых корветов. Корветная тема обговаривалась в ходе недавнего визита Зеленского в Турцию – конкретных имплементационных договоренностей пока не достигнуто, но все, как говорится, в процессе. Руководство вдруг вспомнило о давно забытых планах, прописанных в лохматые годы времен Ющенко в каких-то очень важных документах, иметь 4 корвета к 2022 году.

Турецкий корвет типа Ada

Принципиальным в этом сценарии является то, что вероятность постройки многоцелевого корвета в Украине близка к нулю, как было отмечено ранее в Украине для этого нет условий.

Кроме этого, корветы в отличии от тех же катеров стоят значительно дороже, это действительно серьёзная сумма: если британский ракетный катер с 8-ю противокорабельными ракетами на борту обойдется в 60-70 млн. долларов, то головной корвет обойдется уже в 400 млн. долларов.

Проблема заключается также в том, что в Украине нет законченных циклов изготовления вооружения морской номенклатуры, интегратора систем корабельного вооружения иностранного производства, а также мощного кораблестроительного холдинга, объединяющего в себе соответствующие ресурсы (финансовые и людские), технологии и производственные возможности постройки многоцелевых корветов и многого другого. Корветы негде базировать – об этом кото-то думает? Создание корабля такого класса, системы их базирования и обеспечения потребует даже не годов – десятилетий, и ставя такую задачу нужно начинать с создания условий, которых на сегодня не существует.

И что бы мы не выбрали, одно остается неизменным — возвращать кредит придется по любому. Но только от нас зависит будет ли кредит использован с умом, и не покажем ли мы себя в очередной раз перед кредитором с худшей стороны.

Хотя, о чем это я? Это решат за нас, так что оставим в стороне политические игрища. И давайте зададим другой вопрос (который кстати тоже решат за нас, но о нем интересно подискутировать). Просто пофантазируем на секунду и представим, что у нас в кои-то веки разумное руководство, которое примет разумные решения по катерам. Где же они будут строиться?

Автор - эксперт Украинского института будущего

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram