С 23 января в НХМУ открывается проект-реставрация «Спецфонд». В рамках проекта будут представлены работы художников периода 1937-1939 годов, которые, по мнению партийных идеологов, искажали действительность и представляли угрозу «новому обществу».

Как сообщает пресс-служба НХМУ, некоторые ведущие музеи на территории бывшего СССР имеют особые собрания, известные музейщикам как «спецфонды». Их назначение – не сохранение исключительных шедевров или редких произведений. Артефакты, попавшие в такие собрания, хотели спрятать от людских глаз, а некоторые планировалось уничтожить, сообщает Обозреватель.

Специальный секретный фонд в Национальном художественном музее Украины (тогда Государственном украинском музее) сформировался в 1937-1939 гг. В него из музеев Харькова, Одессы, Киева, Полтавы и из спецфондов Украинской художественной выставки завозились произведения «врагов народа», «формалистов», «националистов» – тех, кто, по мнению советской власти, «искажал действительность» и представлял угрозу «новому обществу».

Большинство имен и произведений на долгие годы были вычеркнуты из истории украинского искусства. Так в спецфонд НХМУ попали Александра Экстер, Александр Богомазов, Давид Бурлюк, Виктор Пальмов, Алексей Грищенко, Онуфрий Бизюков, Неонила Гриценко, Семен Иоффе и многие другие художники.

Инвентарная книга спецфонда 1939 года насчитывала 1747 позиций, среди которых живопись, графика, обложки книг, фотографии, скульптура, посуда, папки с музейными делами, плакаты, кресты, иконы, книги, дипломы, переписка, вырезки из газет. Сохранились они потому, что началась война, отодвинувшая на второй план борьбу с «враждебным» искусством.

С 1987 проводится работа по переводу произведений в основной фонд. Некоторые из произведений уже вернулись к зрителю, как полотна Виктора Пальмова или Василия Седляра, а есть работы, которых никто не видел с 1930-х.

Выставка будет открыта для посещения с 24 января по 29 марта 2015 года (Киев, ул. Грушевского, 6).