Недавно российские ученые провели уникальную операцию: удалось расшифровать геном — то есть весь набор генов в организме животного, которое живет более чем в 10 раз дольше своих сородичей. «Это ночница Брандта — летучая мышь массой 8 г, доживающая до 40 лет, в то время как обычно грызуны дотягивают максимум до 2 — 3 лет», — рассказывает один из авторов проекта, руководитель лаборатории генетики старения и продолжительности жизни Московского физтеха и Института биологии РАН Алексей Москалев.

Теперь геронтологи рассчитывают «опознать» именно те гены и механизмы, которые уберегают ночницу от старости и опасных болезней, встречающихся также у человека. Ведь у мыши Брандта вообще нет основных признаков старения — не дряхлеют мышцы, нет проблем с костями и, что особенно важно, никогда не встречается рак, очень распространенный у обычных грызунов. Ну чем не пример для подражания?!

— Мы предполагаем, что секрет защиты от рака и замедления старения кроется в том, что в организме ночницы обнаруживается множество копий особого гена, защищающего ее ДНК от опасных мутаций, — поясняет Алексей Москалев.

— Больше всего денег на исследования по продлению жизни выделяет Китай, — рассказывает зав. лабораторией регенеративной медицины ФНКЦ им. Д. Рогачева, создатель международной базы данных по финансированию биогеронтологических разработок Александр Жаворонков. — На ближайшие 5 лет Поднебесная заложила на биомедицину 308 млрд долларов. США выделяют около 33 млрд в год. Дальше по убывающей идут Евросоюз и Япония.

Тем не менее Жаворонков видит перспективы оптимистично. «Уже мы с вами — и вы, и я, если не случится глобальной экономической или экологической катастрофы, будем жить радикально дольше». Сколько?

— Не хочу выдавать нездоровые сенсации, но даже если не появится ничего нового, а будут введены в практику открытия, сделанные до сегодняшнего дня, то люди смогут расширить себе жизненный горизонт минимум до 130 — 150 лет, — уверяет он.

Самым доступным на сегодня способом продления полноценной жизни эксперты считают регенеративную медицину. Речь идет о выращивании органов, их частей и тканей на замену износившихся с возрастом или поврежденных из-за болезней. Представьте себе: ученые уже смогли вырастить в лаборатории ткань человеческой сердечной мышцы — разве не чудо?

Другой вопрос — цена. По некоторым подсчетам, сейчас обновление большинства органов могло бы обойтись одному человеку примерно в миллион долларов. Однако эксперты единодушны: как только разработки начнут внедряться в практику, становиться все более массовыми, то неизбежно будут дешеветь и уже лет через 15 — 20 окажутся доступны многим.

Какие продукты нас старят быстрее всего

В общем, если мы хотим отмечать 150-летие, то нужно прожить более-менее здоровыми еще 15 — 20 лет. Ученые советуют обращать особенно пристальное внимание на еду. По словам Алексея Москалева, едва ли не самым опасным, активнее всего старящим нас продуктом является сахар. Точнее, пища с высоким гликемическим индексом — из нее глюкоза быстрее всего попадает в кровь, вызывая резкий скачок концентрации сахара. При этом происходит так называемое гликирование сосудов и тканей, предупреждают ученые и объясняют на простом примере.

Когда мы жарим котлету на сковороде, фарш покрывается корочкой — это результат взаимодействия сахаров с аминокислотами при высокой температуре.

«То же самое, только медленнее, происходит в нашем организме: сахар соединяется с белками стенок кровеносных сосудов, и при подогреве температурой нашего тела происходит «зажаривание», — поясняет Москалев. В итоге сосуды из эластичных и гибких превращаются в жесткие, хрупкие, ломкие, нарушается кровоснабжение органов и тканей. Страдают сердце, мозг, стареет весь организм.

Источник Комсомольская правда в Украине

Популярные статьи сейчас

Израиль поразил важную для ядерной программы Ирана систему ПВО - NYT

ПФУ показал, какие выплаты получают работающие пенсионеры

Изменения в счетах за газ: Нафтогаз обратился к украинцам с важной информацией

Поляки могут столкнуться с серьезной проблемой из-за мобилизации в Украине: в чем причина

Показать еще