В России Министерство образования и науки, думая, что все проблемы школьного и высшего образования уже решены, решило приняться за начальное и среднее профессиональное образование (ПТУ и колледжи).

Подается эта очередная реформаторская авантюра очень «наукоемко» и «хвалебно», пишет издание Сибирское время.

По мнению министерства, все проблемы этих ступеней образования можно решить только путем объединения и создания «межрегиональных ресурсных центров» (иначе — «многофункциональных центров прикладных квалификаций»). Объясняется все гораздо проще: речь идет об объединении ПТУ и колледжей и создание неких образовательных «холдингов».

Зачем министерство собирается «огород городить», оно тоже «популярно» объясняет. Качественная подготовка кадров возможна только при условии тесного взаимодействия различных предприятий сектора экономики и подобных систем образования. Все это делается для обеспечения процессов модернизации ключевых отраслей экономики нужными рабочими кадрами. Сейчас необходима система образования, которая будет оперативно реагировать на запросы быстро меняющегося рынка труда – утверждают в министерстве.

Только так и не понятно, а что — разве эти задачи подготовки качественных кадров и модернизации отдельно ПТУ и колледжам решить нельзя? — спрашивает издание.

В министерстве также добавили, что развитие подобный сетей «ПТУ-колледж» поможет работодателям и регионам быстро обучать и готовить кадры под свои нужды. А сегодня под чьи нужды готовятся кадры? Если не под нужды работодателей, то почему? И с кем должны вузы объединяться для того, чтобы готовить кадры для нужд работодателей? А то наплодили менеджеров и юристов. Для кого – не понятно, пишет Сибирское время.

Объединение ПТУ и колледжей, оказывается, будет происходить по отраслевому признаку – математика, металлургия, авиастроение, финансы и т.д. А математика с каких пор стала «отраслью»? Еще будет подготовлена и апробирована система, напоминающая «стол заказов». С ее помощью ресурсные центры смогут отслеживать востребованность тех или иных профессий и специализаций на рынке труда. А без объединения ПТУ и колледжей вот эту систему «стол заказов» создать нельзя?

А дальше — еще сложнее. Такие объединения будут проводиться параллельно с экспериментом по внедрению так называемого прикладного бакалавриата. Данный вид высшего профессионального образования подразумевает овладение практическими навыками работы на производстве в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серьезной теоретической подготовки. При этом объем практической части программы, включая лабораторные и практические занятия, учебную и производственную практику, составляет не менее половины всего времени, отведенного на обучение.

Короче, закидали словами, пишет издание. А вопросов больше, чем ответов. Директор колледжа «Московская банковская школа» Геннадий Булгаков очень осторожно комментирует очередную идею министерства образования и науки: «Задачи у всех разные. Не стоит говорить, что за такую идею нельзя браться. Ведь в качестве эксперимента это можно опробовать, допустим, по регионам, по направлениям подготовки. Насколько это будет оправданно, покажет время. Тут потребуются крупные города, где есть НПО и СПО, для удобства объединения. Идею региональных объединений можно приветствовать, именно по направленности самих учебных заведений. Тут возможен вариант некоего перехода, когда человек получил специальность по НПО, а потом решил пойти дальше на СПО.» Директор колледжа и сам не понимает зачем нужно объединение, если задачи у ПТУ и колледжа разные.

А вот сопредседатель российского профсоюза учителей Андрей Демидов, аргументируя тем, что у Минобрнауки на сегодня есть более насущные задачи, говорит: «Все такие «холдинги» и объединения приводят к плохим результатам — дезорганизации процесса обучения, когда все переходят на новый формат и «сидят на чемоданах», ожидая неизвестно чего. Я много общаюсь с преподавателями учреждений НПО, и они очень боятся таких объединений. По их мнению, это приведет к сокращению преподавательского состава и непониманию того, как будет перестраиваться программа обучения.»

Но у чиновников министерства образования и науки сомнений нет. Все, что они делают – хорошо. И не важно, что результаты их деятельности плохие. Уж лучше были бы никакие. Реформаторский зуд чиновнику покоя не даёт. А что он еще может делать, если ни в образовании, ни в науке не силен. И еще один вопрос – сколько стоить будет для бюджета эта реформа объединения?