Чудеса бюджетного процесса, приведшие к возврату проекта госбюджета 2013 из Парламента в Кабмин на доработку и прогнозы Минфина относительно снижения курса гривны на 5% до 8,4 грн за 1 доллар США, снова сделали актуальным вопрос: стоит ли вводить плавающий курс гривны?

Прежде чем отвечать на данный вопрос, надо понимать, что же такое гривна. Во-первых, гривна – это инструмент для проведения расчетных операций внутри Украины. И все. Валютой гривна является только по названию. Это не валюта. Это даже не деньги. А всего-навсего средство для обмена. Во-вторых, гривна, как средство для обмена, не обеспечена в реальности ничем: ни активами государства, ни произведенными в стране товарами или представленными услугами. В результате её курс не имеет прямого отношения к экономике страны, а связан с ней опосредовано, через золотовалютные резервы Национального банка. То есть нынешний курс гривны является величиной, которая может быть изменена административным путем в зависимости от договоренностей между экспортерами, импортерами и Кабмином.

Именно поэтому, говорить о плавающем курсе в таких условиях – глупо. Потому что он уже не просто «плавающий», он – «висящий в воздухе», парящий, можно сказать. Но «парить» ему мешает ситуация со стабильным падением объемов золотовалютных резервов НБУ. Если в августе 2011 года они составляли $38,2 млрд. грн., то уже в августе 2012 года их размер уменьшился до $29,99 млрд. То есть в течение года ЗВР таяли со скоростью примерно в $0,75 млрд. в месяц. Если так продолжать и дальше, то через 4 года гривна не будет стоить вообще ничего, она будет равна по стоимости бумаге, на которой напечатана.
К тому же, украинские золотовалютные резервы стоит назвать правильнее: позолоченные бумаговалютные резервы. Потому что в их структуре золото составляет примерно 6%, ценные бумаги неизвестного качества и ликвидности – порядка 57%, а собственно валюта – около 37%.
Поэтому, величина курса гривны будет «летать и кувыркаться» вне зависимости от того, хочет этого кто-то или нет.
Говорить о «плавающем» курсе гривны или же вообще о каком-либо курсе национальной валюты можно лишь тогда, когда она у Украины будет. Вот как только гривна будет иметь в качестве обеспечения активы, принадлежащие государству, или же «привязку» к произведенным товарам или же к золоту (драгоценным металлам, объему запасов пресной воды, угля и т.д.), то есть станет собственно валютой, тогда и можно определять ее рыночный курс как финансового продукта. И в этом случае, курс гривны будет изменяться в зависимости от того, как оценивается в мире то, чем она обеспечена (или насколько эффективно работает экономика государства).
Возможен ли еще какой-то вариант? Да, возможен. Но он недостижим геополитически для Украины. Это вариант превращения ее в еще одну мировую резервную валюту. Тогда ее можно будет печатать без особой оглядки на наличие реальных активов, как сейчас поступают США с долларом. Но это уже из области ненаучной фантастики.