Главные угрозы, нависшие над Украиной: российская агрессия, плачевное состояние экономики, недостаточно активные реформы и ограниченное финансирование

Такое мнение выразил шведски экономист Андерс Аслунд, шведский экономист, старший научный сотрудник Института мировой экономики Петерсона.

Он отмечает, что 11 марта Исполнительный совет МВФ одобрил новую программу финансовой помощи Украине. Это уже десятая программа МВФ в Украине с 1994 года – ни одну из предыдущих не удалось успешно закончить. Вопрос в том, будет ли иначе в этот раз.

Новая программа намного объемней, чем двухлетнее Stand-by соглашение, заключенное год назад, считает экономист. Она рассчитана на более долгий срок – четыре года – и предусматривает значительное увеличение финансирования. Сам МВФ предоставит Украине $17,5 млрд, а общая сумма финансирования, по оценкам Фонда, должна составить $40 млрд.

«Решение МВФ было принято в последнюю минуту, — пишет эксперт — В период с 23 по 25 февраля Украина пережила серьезные финансовые потрясения. Рыночный обменный курс рухнул с 20 гривен за доллар в конце января до 40 гривен за доллар в феврале. Украинцы в панике бросились в магазины, стараясь приобрести как можно больше, пока деньги еще имеют какую-либо ценность. Инфляция подскочила до 35%».

Андерс обращает внимание, что паника началась уже после подписания вторых Минских соглашений 12 февраля и после того, как правительство договорилось с миссией МВФ о помощи. «Ни одна из этих договоренностей не повлияла на панические настроения населения, — говорит он. — Люди успокоились лишь после того, как поняли, что парламент действительно примет законы, которых требует МВФ».

Причиной паники, по мнению шведского эксперта, стало то, что международные резервы Украины упали ниже допустимого предела – $5,6 млрд по состоянию на первое марта. С такими резервами о стабильности национальной валюты не могло быть и речи. Необходимый минимум — $10 млрд. Сейчас этой отметки удалось достичь благодаря первому траншу МВФ на сумму $5 млрд. Гривна укрепилась почти вдвое до уровня 22-23 за доллар. Украинское правительство и МВФ закладывают в свои расчеты курс 21,7 за доллар.

«Сможет ли Украина выжить? Уровень бедности в стране потрясает, но не менее потрясает и команда молодых профессионалов, возглавивших правительство. Эти люди напоминают мне правительство Егора Гайдара, пришедшее к власти в 1991 году. Кроме того, война заставила украинцев сплотиться, как никогда. Гражданское общество Украины является, пожалуй, одним из самых активных в мире – с огромным количеством волонтеров и организованной борьбой с коррупцией», — считает экономист из Швеции.

При этом он отмечает, что государственная система по-прежнему остается коррумпированной и неэффективной. «Появились новые руководители, но теперь им нужно полностью реформировать госаппарат, — констатирует Андерс. — Больше всего проблем отмечают в правоохранительной сфере, прокуратуре и судах, которые, похоже, не в состоянии привлечь к ответу за содеянное даже самых очевидных преступников времен Януковича».

Из самых серьезных рисков он отмечает российская агрессия, плачевное состояние экономики, недостаточно активные реформы, ограниченное финансирование, а также популистские протесты.

«Главная угроза, нависшая над Украиной – безусловно, российское вторжение. За пределами Кремля никто не может точно сказать, когда армия РФ решится на новое наступление, — пишет экономист из Швеции. — Украинский экспорт в Россию с 2013 года сократился вполовину из-за серьезных санкций; это 12% от совокупного объема экспорта страны. В декабре 2013 Россия предоставила Украине кредит на $3 млрд, срок возврата которого подходит в декабре 2015. Газпром продает Украине газ гораздо дороже, чем другим странам, поэтому ей пришлось минимизировать импорт российского газа – раньше страна была крупнейшим клиентом Газпрома. Очевидно, Кремль пытается любыми средствами дестабилизировать Украину, чтобы демократические реформы в государстве не увенчались успехом».

Следующим важным вопросом, на который обращает внимание Андерс, является «долговая операция», проведения которой требует МВФ. Фонд хочет, чтобы Украина сократила выплаты по евробондам на $15 млрд (от общей суммы в $18 млрд). Украинское правительство наняло компанию Lazard Freres, чтобы та помогла в переговорах с держателями облигаций, которые должны начаться в скором времени и будут закончены еще до первой оценки программы МВФ. Вопрос в том, будет ли достаточно просто отложить выплату долгов и срезать ежегодный процент с 7,5 до 2-2,5%, или же придется обсуждать их реальное сокращение, добиться которого будет очень непросто.

Шведский экономист отмечает, что большинство экспертов считают, что обсуждение долга России — $3 млрд в еврооблигациях и около $2 млрд в краткосрочных банковских кредитах – останется напоследок. Ни украинская, ни российская сторона не спешат раскрывать, какой тактики они будут придерживаться на переговорах.

Популярные статьи сейчас

Все вместе в мире должны принудить Россию к миру, - Зеленский

Нафтогаз принял решение о тарифах на газ с 1 мая

В Госдепе назвали возможную стратегию победы Украины

Введение накопительного пенсионного обеспечения или финансовой пирамиды?

Показать еще
По материалам: Новое Время