Об этом пишет интернет-издание Главком.

Как отмечает издание, серия взрывов в Днепропетровске, превзошедшая «макеевскую», мгновенно обросла несколькими версиями, большинство из которых было политическими. Понятно, что никто не мог ничего сказать определенно, но порассуждать, кому это выгодно, желающих нашлось достаточно.

Первую версию по горячим следам высказала оппозиция, предположившая, что взрывы – провокации самой власти. Затеять такой масштабный теракт спецслужбы могла вынудить необходимость создать информационный шум для «глушилки» истории с избиением Юлии Тимошенко. Прозвучали и смелые предположения, что власть может воспользоваться дестабилизацией ситуации, чтобы ввести в стране чрезвычайное положение. По такой логике вполне можно предположить и то, что шорох был наведен с целью разблокировать под шумок Раду и привести к присяге нового омбудсмена взамен окончательно отбившейся от рук Нины Карпачевой. Глава днепропетровской облорганизации «Батькивщины» тетка Тимошенко Антонина Ульяхина предположила, что взрывы были проведены «определенными силами», чтобы не допустить массовых собраний оппозиции.

По второй версии, взрывы устроили силы, которые власть не любят. Цель – показать ее беспомощность и расшатать ситуацию перед выборами. Но опять же – в таком случае власть получает описанные в первой версии возможные преимущества. И вряд ли те, кто всерьез готовится сместить нынешних правителей, станет делать им такие подарки, которые оправдают любое «закручивание гаек». Но вряд ли кто удивится, если в ходе расследования вдруг выяснится, что в терактах замешана оппозиция.

Третья версия. Взрывы – отголосок недавнего громкого убийства бизнесмена Геннадия Аксельрода и следствие передела собственности. Но смущает то, что теракты в бизнес-разборках обычно направлены против кого-то конкретно, а не против мирных граждан. Это больше напоминает почерк пока, слава Богу, редких в наших краях «идейных» террористов.

«Если бы это было направлено против конкретных людей, то не пострадали бы люди, которые ничего общего к преступному миру, – рассуждает Геннадий Москаль. – Это все из-за бездарности нашей кадровой политики, потому что «донецких» понаставили всюду, а силовые министерства и спецслужбы должны формироваться на профессиональной основе. А так просто проспали – где-то ведь покупались компоненты бомб, в этой группе кто-то заканчивал военное училище, изучал взрывное дело…»

У днепропетровского политолога Андрея Золотарева есть две основные версии терактов:

«Это либо начало битвы за Днепропетровск, либо игра в управляемый хаос – власти нужен хвост, который машет собакой. Очевидно, что прослеживается причинно-следственная связь с убийством Аксельрода. С точки зрения бизнеса коммерческая выгода этого убийства абсолютно абстрактна, но оно ритуальное и показательное – мол, ребята, никто не защищен. Тут то же самое – взрывы не были рассчитаны на максимальное количество жертв. Просто Днепропетровск – единственный город, где нет донецкого смотрящего. Днепропетровск стоял особняком и не попадал в те тренды, которые есть в Харькове, Одессе, Запорожье… А так ситуацию выводят из равновесия, и дальше начинают «банковать».

Золотарев дает 20 % вероятности версии об идейных последователях Че Гевары, но тут же замечает, что масштаб теракта говорит о том, что вряд ли у одиночек были ресурсы для организации такого количества взрывов. К вариантам из области конспирологии можно отнести и «российский след», и весьма популярный среди собеседников «Главкома» «еврейский вопрос». Днепропетровск является вотчиной лидеров еврейской общины, что дает повод смотреть в этом направлении.

Экс-замглавы СБУ Александр Скипальский также считает, что в этом могут быть замешаны политические объединения «образца Че Гевары»: «А еще меня смущает, что Днепропетровск – это родной город известных политиков».

Виктор Янукович в своем привычном стиле пообещал «разобраться» и привлечь «лучших сыщиков». В Днепропетровск оперативно вылетел глава МВД Виталий Захарченко. Мало кто сомневается, что каких-нибудь «взрывателей» найдут и правоохранительные органы отчитаются о выполненной работе. И велика опасность, что под видом борьбы с поднявшей голову «террористической угрозой» не выбирающая щепетильных методов власть серьезно наступит на хвост оставшимся гражданским свободам. Независимо от того, кто на самом деле стоит за днепропетровскими взрывами.