Нацбанк и Фонд гарантирования вкладов физлиц не в состоянии разобраться со всеми вкладчиками потенциально проблемных банков. Поэтому решено, во-первых, не допускать банкротство банков – полуживые, но должны жить; во-вторых, Фонд уже получил финансирование от НБУ, за которое в следующем году будут расплачиваться коммерческие банки – введут специальный сбор.

Больных больше, чем здоровых

Число банкротов – и особенно потенциальных — заставило НБУ действовать решительно. Так легко как раньше получать статус «проблемного», а затем «неплатежеспособного» банки не смогут. Нацбанк и Фонд гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ) планируют найти способы заставить акционеров докапитализировать свои банки, эффективнее возвращать проблемные кредиты и убедить вкладчиков повременить с изъятием средств.

Когда банк все же подпадает под действие временной администрации, ФГВФЛ намерен реализовать новый сценарий санации учреждений. «На базе одного из банков, в котором работает временная администрация, мы планируем создать переходной банк и запустить его работу», – рассказал директор-распорядитель Фонда гарантирования вкладов физлиц Василий Пасичник.

По мнению банкиров, создание переходного банка может помочь найти инвесторов для неплатежеспособных учреждений. «Есть кипрский сценарий. Можно часть пассивов конвертировать в акции, облигации или субординированный долг. Инвестор будет понимать, что все обязательства нужно будет выполнить через определенное время. В таком случае он сможет разработать стратегию работы с банков. Кроме того, не будет риска, что кредиторы за один день вынесут из банка все сбережения», – отметил во время круглого стола «Реальные возможности Фонда гарантирования вкладов физлиц по выполнению своих обязательств», организованного компанией «Финансовый клуб», председатель правления Укргазбанка Сергей Мамедов.

Варианты работы с неплатежеспособными банками также предложила председатель правления Креди Агриколь Банка Евгения Чемерис. «Можно это делать за счет акционера, который будет накачивать банк деньгами, можно – за счет крупных вкладчиков, выплату вкладов которых нужно отсрочить или перевести в акции. Также это можно делать за счет ФГВФЛ, что сейчас происходит, или за счет рекапитализации со стороны государства», – отмечает она.

Нацбанк все же рассчитывает, что может не допустить возникновения острых проблем у банков. «Мы должны до конца этого года получить информацию о реальных собственниках всех банков. Если кто-то не передаст нам эти данные, к нему будут применены суровые меры влияния, – заявил первый заместитель председателя Нацбанка Александр Писарук.

Кроме того, в 2015 году ФГВФЛ планирует пересмотреть механизм отчислений банков в Фонд. «Все участники рынка должны расплачиваться за рискованную политику, которую вел банк, а также за стремление вкладчиков заработать больше, несмотря на все возможные риски. Логично, что именно эти риски должны учитываться при определении размера отчислений», – считает председатель правления Райффайзен Банка Аваль Владимир Лавренчук.

Сейчас в распоряжении Фонда 6,5 млрд грн, в том числе 4 млрд грн кредита, предоставленного ранее НБУ. «Мы получили поддержку от Национального банка, принято решение Кабинета министров о предоставлении средств Фонду в объеме 10,1 млрд грн», – сказал директор-распорядитель Фонда Василий Пасичник. По его словам, этих средств будет достаточно, чтобы выполнить все гарантированные обязательства перед вкладчиками неплатежеспособных банков.

Плата за риск

Сейчас банкиры платят в Фонд первоначальный взнос в размере 1% уставного капитала, а также регулярные взносы. Размер базовой годовой ставки сбора составляет 0,5% депозитов в гривне и 0,8% – в иностранной валюте.

Законом «О системе гарантирования вкладов физлиц» предусмотрена возможность введения так называемого специального сбора. Согласно ст. 19, 23 этого документа, данный взнос может вводиться в случае, если минимальный объем средств Фонда опускается ниже 2,5% от суммы гарантированных Фондом средств вкладчиков в банковской системе. Этот сбор также может вводиться для погашения кредитов, выданных Фонду.

Идею пересмотра размера отчислений банкиры поддерживают, но считают разумным, чтобы она зависела от уровня процентных ставок по депозитам конкретного банка. По сути, банкиры, не злоупотреблявшие слишком высокими ставками по депозитам, не понимают, почему же теперь они должны расплачиваться за чью-то рискованную политику и за стремление вкладчиков заработать больше, несмотря на все возможные риски.

Популярные статьи сейчас

В Украине снова начнут отключать свет в ближайшие месяцы, — глава "Укрэнерго"

Шольц отказался разговаривать с Путиным до вывода российских войск из Украины

Президент Литвы сделал тревожное заявление об Украине

Мобилизация транспортных средств: у кого и какие авто начнут изымать уже в мае

Показать еще

Нагрузка на Фонд действительно очень велика. Сейчас под его управлением находится 20 банков, 9 из которых уже ликвидируются. Фонд выплатил вкладчикам обанкротившихся учреждений с начала 2014-го почти 10 млрд грн, еще 7,3 млрд грн должен будет выплатить до конца этого года. Но это только в случае, если не будет новых банкротств.

Пока же акционеры банков зачастую именно в банкротстве видят спасение своих денег – обещают НБУ провести докапитализаци, получают отсрочку, выводят деньги и опускают руки, оставляя своих вкладчиков один на один с Фондом.

Источник: Контракты