Высший специализированный суд заявил о невозможности применения закона по реабилитации участников Евромайдана.

Член Совета судей Украины, заместитель председателя Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел Павел Гвоздик, комментируя принятый Верховной Радой закон «Об устранении негативных последствий и недопущении преследования и наказания лиц по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний», отметил, что он не может быть применен на практике ни правоохранительными органами, ни судом за отсутствия в законодательстве механизмов его реализации.

Об этом говорится в сообщении пресс-службы ВССУ, сообщает Главком.

Гвоздик ссылается на то, что законом от 19 декабря четко не определен круг лиц, на которых он распространяется, поскольку употребленный термин «участники акций протеста и массовых мероприятий» не позволяет определить, кого именно следует считать такими.

Также непонятно, какие массовые мероприятия подразумеваются в законе, поскольку в указанный в нем период времени на территории Украины происходило большое количество концертов, выставок, спортивно-зрелищных и других массовых мероприятий.

Кроме того, как отмечает Гвоздик, Уголовный кодекс содержит исчерпывающий перечень случаев освобождения от уголовной ответственности, при этом такие случаи могут содержаться исключительно в этом кодексе.

«Принятый 19 декабря 2013 года Закон предусматривает фактически новый вид освобождения от уголовной ответственности, при этом не предусмотренный Уголовным кодексом Украины. Как следствие, в Уголовном процессуальном кодексе Украины отсутствует и процедура его применения. Таким образом, в украинском законодательстве просто нет норм, регулирующих процедуру инициирования, рассмотрения, принятия решения об освобождении от ответственности согласно положениям принятого Закона, обжалование принятых решений, определение должностных лиц, которые должны осуществлять соответствующие действия и т.д.» — отмечает Гвоздик.

По его словам, на сегодня единственным видом освобождения от ответственности, который может произойти по решению Рады, является амнистия. Однако в принятом законе амнистия не упоминается, а его положение почти полностью не соответствуют законодательству, которое регулирует вопросы ее применения (например, амнистрированным может быть исключительно лицо, признанное виновным в совершении преступления обвинительным приговором суда, а принятый закон позволяет освобождать от ответственности и подозреваемых во время досудебного расследования).

Также невозможно реализовать положения закона, которые запрещают открывать новые уголовные производства. Во-первых, уголовные производства в соответствии с Уголовным процессуальным кодексом не открываются, поскольку на этой стадии процесса нет необходимости принимать какое-либо отдельное решение, в том числе об открытии уголовного производства. Во-вторых, досудебное расследование начинается после внесения сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований безальтернативно, то есть фактически в автоматическом режиме.