Для государственных газодобывающих компаний в Украине могут отменить рентную плату за пользование недрами. Законопроект, содержащий такое предложение, был на днях зарегистрирован в Верховной Раде народным депутатом и главой подкомитета по вопросам газовой отрасли комитета ТЭК Андреем Лопушанским (БПП).

Если его примут, соответствующие изменения будут внесены в Налоговый кодекс, пишет UBR.ua.

В пояснительной записке к документу автор утверждает, что сейчас в нефтегазовом комплексе накопилось немало проблем, решение которых позволит увеличить внутреннюю добычу нефти и газа и будет способствовать социально-экономическому развитию регионов.

Среди таких проблем народный депутат выделяет, в частности, тот факт, что освоение ресурсной базы уже известных месторождение идет медленно, а темпы поисково – разведывательного бурения постоянно снижаются. Добытчики также не модернизируют оборудования, пользуясь давно устаревшими технологиями.

Снижение налоговой нагрузки, по мнению автора законопроекта, позволит предприятиям направить освободившиеся средства на поиск новых месторождений и переоборудование. Следовательно, объемы внутренней добычи должны вырасти.

Главная налоговая преференция, прописанная в законопроекте: для сверх базовых объемов нефти, газа и газового конденсата, добытых на труднодоступных месторождениях или там, где запасы иссякают, предусмотрена нулевая рентная плата (сейчас 2% от стоимости). Эта льгота будет доступна предприятиям с долей государства в уставном фонде не менее 25%.

Как пояснил UBR.ua руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев, предложение Лопушанского вполне логичное.

«Ведь именно государственные компании добывают газ, которые использует население. И от того, какими будут его себестоимость и объемы добычи зависят тарифы. Сейчас в их структуре более 50% занимают налоги. Причем, рента для частных добытчиков вдвое ниже, чем для государственных. Какой смысл государству сначала обдирать предприятия, а затем перечислять им же средства, выделенные гражданам в качестве субсидий», — недоумевает Рябцев.

В то же время он отмечает, что в законопроекте не прописана система контроля целевого использования сэкономленных на ренте денег. «Где гарантии, что они пойдут на модернизацию, а не осядут в карманах руководителей?», — заметил эксперт. Пока непонятно о каких вообще суммах может идти речь. Ведь нет даже определения базовой нормы добычи и труднодоступных месторождений. Это создает дополнительные возможности для коррупции.

Но, если все сделать правильно, вполне можно рассчитывать на увеличение внутренней добычи, а в последующем, и на снижение тарифов, считает Рябцев.

Впрочем, по его мнению, противиться принятию этого законопроекта наверняка будет Минфин, так как рентная плата за использование полезных ископаемых является одним из источников наполнения государственного бюджета.