В Украине снова разгорается скандал вокруг экспорта военной техники: на этот раз судно Se Pacifica, на котором находятся 42 украинских бронетранспортера БТР-4, предназначенных для Ирака, уже несколько месяцев не может выгрузить спецзаказ. Поговаривают, что срыв поставки может означать крах крупнейшего контракта в истории независимой Украины на экспорт оружия. Официальный Багдад отказывается принимать якобы бракованный груз, из-за чего судно четвертый месяц находится в подвешенном состоянии.

Как рассказал «Вестям» управляющий директор одесской компании Varamar Александр Варваренко (компания является генеральным представителем международной компании-судовладельца White Whale Shipping), для перевозки машин компания взяла в аренду сингапурское судно Se Pacifica, которое загрузили еще в марте, а уже 26 апреля судно пришло в иракский порт Умм-Каср. Однако иракцы категорически отказались выгружать бронетранспортеры на берег: «Иракская сторона сообщила, что в корпусах есть трещины, просто замазанные краской, и такой груз они не примут. С апреля судно находится в нейтральных водах. Экипаж в количестве 15 человек – это сингапурцы, индусы и арабы – зарплату получают в срок, на них финансово ситуация никак не повлияла, вот только уже четвертый месяц находятся в море на сильной жаре».

Контракт между Украиной и Ираком был заключен в 2009 году, он предусматривает экспорт 450 единиц военной техники, в основном бронетранспортеров БТР-4, которые производит Харьковский завод транспортного машиностроения имени Малышева. Впрочем, начиная с 2010-го года Ирак получил около ста машин и, по сообщениям СМИ, несколько раз контракт находился под угрозой срыва из-за нарушения сроков. Так, в феврале этого года арабские СМИ опубликовали интервью представителя комиссии по безопасности и обороне парламента Ирака Шивана Мухаммеда Тахи, который обвинил Украину в поставке некачественных БТР-4 иракской армии и срыве сроков поставок. Впрочем, сейчас Ирак официально ситуацию не комментирует.

«Посольство Республики Ирак не разглашает таких данных. Официально заявлений от правительства по поводу сложившейся ситуации не поступало», — сообщили нам в посольстве Ирака. В то же время Варваренко считает, что проблема возникла из-за выборов, которые как раз прошли в Ираке в апреле этого года: «Перед загрузкой судна БТР прошли комиссию, в состав которой точно входили представители иракской стороны. Они разрешили загрузку, тем самым дали добро на экспорт продукции».

Причем представители компании считают, что иракцы, по сути, правы в своих претензиях: «Какую продукцию поставляет завод имени Малышева? Они берут бэушные бронетранспортеры, шпатлюют их, красят, приделывают новые колеса и продают как новые». К сожалению, на самом заводе от комментариев отказались. Эксперты же говорят, что обвинения слишком жесткие: скорее всего, БТРы были новыми, хотя ошибка при производстве возможна: «Вся проблема в том, что для производства оружия, а особенно такого сложного, необходима определенная культура производства. И сейчас культура производства попросту утрачена, хотя этот контракт, пришелся Украине как нельзя кстати», — считает доцент Института социальных наук ОНУ имени И.И. Мечникова Михаил Покась.

ВЫГРУЗЯТ В ТРЕТЬЕЙ СТРАНЕ

Александр Варваренко рассказал, что экспортеры — «Укрспецэкспорт», «Укроборонсервис» и компания «Прогресс» — не платят судовладельцу за простой судна. Поэтому компания WWS собирается выгрузить боевые машины в чужом порту.

«Компания уплатила за трехмесячную аренду судна судовладельцу миллион долларов, дальше так продолжаться не может. Ни одного письменного объяснения или предложения о том, как конкретно решить вопрос, от «Укрспецэкспорта» не поступало. Поэтому ведутся переговоры с третьей страной о выгрузке бронетранспортеров на ее территории. Потом груз будет арестован и, если его владелец-экспортер не выплатит сумму ареста, то распродадут», — сообщил Александр Варваренко. При этом он отказался назвать страну, в которой выгрузят технику, но подтвердил, что выгрузка может произойти уже сегодня. В «Укрспецэкспорте» заявили, что не будут комментировать подробности контракта с Ираком «в связи с конфиденциальным характером информации». В то же время в компании заверили, что контракт выполняется в штатном режиме, а «о завершении его очередного этапа компания сообщит официально».

ТРИ СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ

Наблюдатели считают, что это событие может означать срыв контракта: возможно, таким образом Ирак пытается просто плавно навязать Украине свою линию поведения. «На самом деле контракт по БТРам был фактически навязан Ираку США. Украина получила такую «награду» за участие в иракской войне, но совсем не факт, что Ираку эти бронетранспортеры вообще нужны. Естественно, что прямо об этом иракская сторона не заявит, но отказаться от контракта аккуратно вот таким образом попытаться может», — считает Михаил Покась. Второй вариант возможного развития событий – если трещины действительно есть, специалисты завода имени Малышева, возможно, устранят брак на месте, и конфликт уладят. Третий вариант – иракцы попытаются снизить стоимость бронетранспортеров, заявив, что испорченная техника стоит куда дешевле (сумма контакта в целом составляет $457,5 млн).