Турция и Украина вместе контролируют 71% побережья Черного моря. Поэтому не удивительно, что они и раньше сотрудничали в решении региональных проблем.

Но их естественно дружеские отношения в основном основывались на ситуативной необходимости решать насущные вопросы. Теперь же, когда Россия оккупировала Крым, развязала войну в Донбассе и вторглась в Сирию, украинско-турецкие отношения получили мощный толчок к развитию. Об этом в статье для Atlantic Council пишет эксперт Hudson Institute Ханна Тоборн.

Она обращает внимание, что дипломатические и торговые усилия Турции во главе с Раджеп Тайипом Эрдоганом сосредоточились на двух ключевых областях. Во-первых, Турция как преемник последнего исламского халифата пытается стать лидером на Ближнем Востоке. А во-вторых она продолжает работать над воплощением своей мечты о европейской интеграции. Тем временем интересы украинской внешней политики балансируют между желанием сблизиться с Европой и глубокими связями с Россией, которые становятся все более обременительными. Ни Турция, ни Украина раньше не работали над усилением торговых связей. Обе страны были более заинтересованы в торговле с Россией, которой они предлагали фактически одинаковые товары.

Вдобавок у Москвы были более интересные предложения для Анкары, чем у неорганизованного Киева. Когда Россия переживала экономический бум в начале 2000-х годов из-за роста цен на нефть, турецкие строительные компании принялись наращивать деятельность на российском рынке, в частности в тюркскоязычных регионах РФ. Кроме того, российско-турецкому сближению способствовал рост потребностей Анкары в энергоносителях. Однако в последнее время, эти отношения резко испортились из-за агрессивного поведения Кремля. Аннексия Крыма и преследование крымских татар не прошли мимо внимания Турции.

Однако окончательно российско-турецкие отношения испортились после сбития в турецком небе российского Су-24. Поэтому теперь для Турции и Украины конфронтация с Россией стала объединяющим фактором так же, как и необходимость в новых рынках, которыми можно было бы заменить российский. Киев и Анкара теперь пытаются быстро построить крепкие двусторонние отношения на основе тех, которые у них уже были.

Президент Петр Порошенко в начале марта два дня пробыл в турецкой столице, где принял участие в заседании «Турецко-украинского совета стратегического сотрудничества», который был создан в 2011 году. Благодаря ему страны смогли нарастить торговлю и отменить визовый режим.

Автор также обращает внимание, что вскоре после визита Порошенко турецкая делегация прибыла в Украину. Теперь страны планируют сотрудничать в разработке реактивных двигателей, радаров, военных технологий связи и навигации. Совместная декларация Порошенко и Эрдогана 9 марта подтвердила повышенное внимание стран к сотрудничеству в вопросе безопасности в Черноморском регионе. Эксперт отмечает, что турецкая обеспокоенность в этом поле в интересах Украины. «Обе страны хотят показать Путину, что, несмотря на российскую оккупацию Крыма, они приложат усилия, чтобы Черное море не превратилось в российское озеро», — говорится в статье.

Источник: ZN.ua