Украина-Россия
Украина-Россия

В Москве нет четкой стратегии по Минским договоренностям, а отношение к ним меняется в зависимости от ситуации и контекста.

Об этом рассказал в интервью «Апострофу» известный российский историк и политический эксперт Валерий Соловей.

Он отметил, что Кремль рассчитывал продавить выполнение Минска-2 в удобном для себя формате, то есть добиться вхождения так называемых ДНР и ЛНР в состав Украины на выгодных для России и руководства этих формирований условиях. Но, во-первых, к этому не готов официальный Киев, поскольку провести подобный законопроект (предполагающий внесение поправок в Конституцию Украины в части децентрализации власти и предоставление так называемого особого статуса оккупированной части Донбасса, — «Апостроф») через Верховную Раду очень сложно. А во-вторых, даже если Западу надоела половинчатость и нерешительность Киева в проведении реформ, это не означает, что он готов бросить Украину в объятия России, то есть возник тупик.

«Существовало несколько взглядов на развитие ситуации и, более того, второй вариант, о котором я сейчас расскажу, постепенно реализовывался. Вторая точка зрения заключается в том, что договориться, то есть выполнить Минские соглашения, нам не удастся. «Но мы будем делать вид, что стремимся их реализовать и заниматься крючкотворством. Обвинять Украину в том, что она не делает шагов навстречу или что ее шаги половинчаты, что нет одного, второго, пятого… А между тем укреплять эти «республики» в качестве квазигосударственных образований. Сейчас эта мотивация становится преобладающей. Потому что если ранее определенные круги в Москве надеялись, что, выполнив Минские договоренности, с России будут сняты санкции Запада, то сейчас по-другому. Усилилась точка зрения, что даже при выполнении Минска-2 ограничительные меры вряд ли будут отменены в том объеме, который хочет РФ. Поэтому нам нужно настраиваться на долгое противостояние с Западом. Не конфронтацию, а умеренное противостояние. Следовательно, необходимо вести себя соответствующим образом в отношении Украины, Донецка и Луганска. То есть поддерживать так называемые ДНР и ЛНР в существующем виде, законсервировать их, установить там военно-авторитарные режимы и ждать», — анализирует политолог.

Он провел некоторую аналогию между ситуацией на Донбассе и Приднестровьем.

«Я думаю, что Приднестровье — самый близкий аналог. Но регионы Донбасса на самом деле значительно больше. Несмотря на огромное количество беженцев и переселенцев, людей там тоже больше. По моему мнению, именно в таком неопределившемся статусе они будут существовать и ждать. Дело в том, что Украина и Россия придерживаются зеркальных стратегий. Киев ждет, что в РФ возникнут серьезные политические проблемы в результате экономического кризиса, после чего территориальные споры решатся сами собой. При этом Москва ожидает приблизительно того же: когда Западу надоест поддерживать Украину, а усталость от этого у него уже есть, что кризисные явления в стране разовьются в коллапс и Украина рухнет. Тогда вопрос о Донбассе решится сам собой. То есть обе стороны настроились на выжидание. Следовательно, им нечего спешить с реализацией Минских договоренностей. Хотя официально этого никто никогда не скажет», — считает Соловей.