Международная группа ученых показала, что индивидуализм может стимулировать просоциальное поведение на макроуровне.

Интерес к факторам, способствующим просоциальному поведению, является базовым для общественных наук. Многочисленные исследования показывают, что альтруизм определяется ценностной ориентацией личности. Например, ему, как считается, соответствует универсализм — этическая позиция, противоположная индивидуализму: человек, выражающий заботу о благополучии окружающих, просоциален в большей степени, чем сосредоточенный на себе. В 2000-х годах американский социолог Рональд Инглхарт (Ronald Inglehart) и немецкий политолог Кристиан Вельцель (Christian Welzel) расширили эту модель. Они предложили рассматривать переход от универсализма к индивидуализму (светским и эмансипативным ценностям) как результат улучшения качества жизни.

Согласно этой концепции, модернизация приводит к росту безопасности и превращает среду из потенциального источника угроз в ресурс для самореализации. При этом на этапе светских ценностей общество обесценивает авторитаризм (в том числе религиозный) в пользу равных прав, а на этапе эмансипативных — воплощает принцип свобод. Смягчение экзистенциальной тревоги за счет принятия личной ответственности, в свою очередь, упрощает сотрудничество с другими людьми. Таким образом, удаление от универсализма, напротив, должно стимулировать просоциальное поведение. В новой работе Вельцель, Инглхарт и его коллега по Лозаннскому университету, специалист в области поведенческой экономики Кристиан Тени (Christian Thöni) проверили эту гипотезу в серии экспериментов.

В качестве испытуемых выступили 252 немца, участвовавших в Европейском исследовании ценностей (European Values Study, EVS). Выбор страны происхождения был обусловлен тем, что сейчас Германия относится к развитым, крупнейшим странам региона и вместе с тем обладает опытом социализма (как политического выражения универсализма). Добровольцев разделили на пары, и они играли в две игры: на поддержание общественного блага и на установление прав собственности. В первом случае игроки должны были тайно вносить или не вносить виртуальную валюту на свой счет, после чего вклады суммировались, умножалась на 1,5, а результат распределялся поровну. Это позволяло выявить эгоцентрическую и кооперативную направленность. Принцип расчетов участникам был известен.
Целью игры на установление права собственности было вырастить как можно больше виртуальной моркови на семи полях. Теперь добровольцы должны были распределять ресурсы одновременно в трех направлениях: на посадку моркови, «изъятие» чужих овощей (по сути, кражу) и строительство ограждений для защиты. Таким образом, оптимальная стратегия игроков во многом определялась действиями оппонента. Наконец, добровольцев просили оценить, какую долю доходов (потенциальных) они были бы готовы направлять на благотворительность в реально существующие организации — Всемирный фонд дикой природы (WWF), Международный комитет Красного креста и другие. Данные сопоставляли с итогами опроса, в частности со склонностью к светским и эмансипативным ценностям.

Результаты показали, что более выраженные эмансипативные ценности положительно коррелируют с размером взноса, который делали участники в первой игре, тогда как светские ценности не обнаружили такой связи. В игре на установление права собственности последние хорошо предсказывали распределение ресурсов в пользу посадки и в наименьшей степени — защиты. Как и в случае с крупными вкладами, это может указывать на социально-приемлемое поведение. Готовность к благотворительным взносам выразило около половины испытуемых (средний размер пожертвований составил 26,6 процента от дохода). Любопытно, что эмансипативная ориентация оказалась тесно связана с вероятностью решения: рост среднеквадратичного отклонения показателя на один пункт увеличивал жертвенность на пять процентных пунктов. С возрастом тенденция усиливалась.

По словам ученых, это, вопреки расхожему мнению, подтверждает гипотезу о связи между эмансипативными ценностями и альтруизмом. Роль светской ценностной ориентации остается менее ясной. Характерное для нее поведение, по-видимому, рассчитано, в первую очередь, на приумножение и сохранение собственных ресурсов при высоком доверии к моральным качествам окружающих.

Источник: naked-science.ru