Хронический стресс действительно приводит к изменениям в структуре и повреждению нервных клеток в мозге, особенно в миндалевидном теле — центре эмоций и поиске внешних угроз.

Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Molecular Psychiatry, передает РИА Новости.

«В прошлом мы уже находили намеки на то, что миндалевидное тело реагирует на стресс сложным образом. Изучив структуру трех ее регионов, мы обнаружили что нейроны в средней ее части сокращаются при наступлении хронического стресса. С другой стороны, наши эксперименты на мышах показали, что данный эффект можно подавить, используя быстродействующие антидепрессанты», — заявила Карла Наска (Carla Nasca) из университета Рокфеллеров (США).

Наска и ее коллеги пришли к такому выводу, наблюдая за поведением и работой мозга у нескольких десятков лабораторных мышей, которых они на протяжении трех недель помещали на несколько часов в особые «пыточные камеры», где грызун не мог двигаться и куда доступ воздуха был минимальным.

Подобные «заточения» приводят к развитию стресса у грызунов, что проявляется в повышении их асоциальности, потере инициативы и склонности к поиску новых ощущений, а также к ряду других последствий. Как оказалось, все это является следствием сокращения площади и длины нервных окончаний у так называемых звездообразных нейронов в средней части миндалевидного тела.

Сокращение в численности окончаний между нервными клетками, по словам ученых, приводит к тому, что миндалевидное тело теряет способность адаптироваться к новым ситуациям и «застревает» в том депрессивном состоянии, в котором оно оказалось в результате действия хронического стресса.

Подобные изменения, как выяснили Наска и ее коллеги в ходе дальнейших экспериментов, не являются необратимыми – их появление в мозге грызунов ученые смогли остановить при помощи ацетил-левокарнитина, экспериментального антидепрессанта, еще не вошедшего в медицинскую практику. Данное вещество, утверждают ученые, вырабатывается в небольших количествах нашим собственным телом, что оставляет надежду на то, что в скором времени оно будет одобрено для клинического применения.