российский солдат
российский солдат

Правозащитники рассказали о десятках дел против дезертировавших солдат, которые боялись отправки на войну в Донбасс.

На днях стало известно о массовом дезертирстве в одной из военных частей Адыгеи. Контрактники бежали (кому-то удалось уволиться), опасаясь отправки на Украину, пишет Собеседник.

– В данный момент мы вместе с мамой провожаем одного из ребят, Олега Калмыкова, до колонии-поселения, – говорит адвокат из Майкопа Татьяна Чернецкая. – На нас оказывается давление с тех пор, как мы предали ситуацию гласности.

По словам юристов, волна дезертирства произошла в октябре – ноябре прошлого года, когда солдат перебрасывали на полигон «Кадамовский» к границе Украины. Условия службы там были невыносимы, об этом родители контрактников также рассказали выездной комиссии СПЧ, посетившей Майкоп на минувшей неделе. Солдаты спали на мерзлой земле, обогревались кострами в палатках, им не хватало еды и воды. Кроме того, некие агитаторы в командирских погонах предлагали контрактникам ехать на Украину с довольствием в 8000 рублей в день. Однако, как сообщают военнослужащие, тем, кто согласился, ничего не платили. В итоге контрактники просто сбегали от подобных «соблазнов» и тяжелых условий службы. По словам адвокатов, речь идет о десятках случаев (хотя Минобороны подтвердило лишь четыре).

– Правда, мы чаще имеем дело с попытками расторгнуть контракт, таких случаев сотни, все они связаны с нежеланием ребят ехать на Украину. Но и по дезертирству к нам также обращались, в том числе из Ростовской области, Подмосковья, – рассказывает правозащитник Лев Пономарев. – В последнем случае ребят тоже хотели подвести под уголовку, но с нашей помощью они отделались увольнением.

В Майкопе многие военнослужащие уже получили сроки – от полугода до года. По официальной статистике Майкопского гарнизонного суда, в 2015‑м вынесено более 60 постановлений за «самовольное оставление части». Это почти вдвое больше, чем в предыдущие пять лет.