Шимпанзе могут освоить игру в «камень-ножницы-бумага»

Naked Science

shimpanze

Ученые из Киотского университета (Япония) провели эксперимент, который показал, что доступный приматам уровень владения игрой примерно эквивалентен уровню четырехлетнего ребенка.

Об этом сообщает Naked Science со ссылкой на публикацию в журнале Primates.

Помните общеизвестную детскую игру? Дети чуть постарше в нее уже не играют, но часто используют как быстрый аналог считалки. У игры две прелести. Во-первых, она совершенно не требует какого-либо инвентаря, достаточно иметь одну свободную руку. Во-вторых, фигурирующие в ней воображаемые объекты «сильнее» друг друга по кругу: ножницы тупятся о камень, тот заворачивается в бумагу, а бумага режется ножницами. Чтобы овладеть этой «закольцованной» связью, требуется определенный уровень логического мышления. В состоянии ли наши ближайшие родственники его достичь?

Ученые решили выяснить этот вопрос на практике. В эксперименте приняли участие семь шимпанзе разного возраста и пола, живущие в Исследовательском институте приматов при Киотском университете. Подопытные сидели в кабинах с сенсорным экраном и учились выбирать сильнейший из двух игровых вариантов, которые они видели на экране. Сначала они узнали вариант «бумага-камень», затем «камень-ножницы» и, наконец, оставшийся вариант «ножницы-бумага», завершающий логический круг. Как только обучаемые освоили эту человеческую премудрость, им было предложено выбрать победителя из совокупности случайных вариантов.

Пять из семи шимпанзе завершили обучение после 307 сеансов, еще двое — заметно позже. Примечательно, что освоение третьего варианта («ножницы-бумага») потребовало больше времени, чем первые два. При его добавлении концепция утрачивает линейность — сильный вариант побеждает предыдущего победителя — и становится круговой.

Затем такому же обучению по той же методике были подвергнуты человеческие дети в возрасте от трех до шести лет, отобранные в детском садике города Синсянь китайской провинции Хэнань. История умалчивает, как так вышло, что дети до шести лет еще не были знакомы с игрой, но их успехи явно превосходили обезьяньи — детям (их было 38: 17 девочек и 21 мальчик) потребовалось в среднем пять сеансов, чтобы освоить нехитрые правила. При этом участники начиная с четырех лет играли уже явно вполне сознательно, это говорит о том, что именно в этом возрасте у человека появляется способность «закольцевать» лежащую в основе процесса логическую конструкцию.

Показательный матч детей против обезьян обещал быть очень зрелищным, но в планы экспериментаторов не входил, они все-таки наукой занимались, а для научных целей полученного материала достаточно и так. Выяснилось, что шимпанзе могут овладеть нехитрой человеческой забавой и лежащей в ее основе логикой примерно на уровне четырехлетнего ребенка, хотя и значительно медленнее.




Комментирование закрыто.