Президент РФ Владимир Путин часто повторяет утверждение о том, что Россия и Украина являются «одним народом». Тем не менее, аннексируя Крым и ведя войну на востоке Украины, он отдалил своих соседей от себя еще дальше.

Возможно, ничто не символизирует это движение более ярко, чем кампания Украины за независимую православную церковь, которая на прошлой неделе приблизилась к реальности после того, как Вселенский патриарх Варфоломей, «первый среди равных» в восточном христианском мире, сообщил о своей поддержке автокефалии УПЦ. Русская православная церковь отреагировала разрывом связей с Константинополем, предупреждая об историческом расколе, пишет The Economist в свежем выпуске, передает ZN.UA.

Издание отмечает, что хотя теологические дебаты и могут пройти тайно, однако светские ставки очень высоки. Единственная православная церковь с международной легитимностью на территории Украины связана с Московским патриархатом, который возглавляет патриарх Кирилл — близкий союзник Путина. Поскольку российская война в Украине затягивается уже пятый год, многие украинцы видят полностью независимую национальную церковь как важнейший способ оторваться от московской орбиты. Президент Украины Петр Порошенко назвал это частью интеграции Украины на Запад. Кремль рассматривает это как вызов концепции Путина о «русском мире», который якобы объединен общими православными корнями, охватывающими Украину и Беларусь.

Украинская кампания по автокефалии неуклонно строилась месяцами. 11 октября патриарх Варфоломей снял анафему с епископа Филарета, который сразу же после развала Советского Союза переломил власть Москвы и создал Киевский Патриархат, который там считают самозваным. Анафему сняли также с Макария Малетича — главы УАПЦ. Константинопольский патриархат отозвал решение 1686 года, которое давало Москве власть над митрополитом Киева, сигнализируя, что Константинополь не считает Украину канонической территорией Москвы.

Для руководства России, как религиозного, так и светского, решение в Константинополе привело к серьезному нарушению канонического права. Путин собрался с Советом Безопасности для обсуждения этого вопроса 14 октября. На следующий день РПЦ решила разорвать отношения с Константинопольским патриархатом, хотя и не позволила другим православным церквям сделать это. Вместо этого РПЦ побуждала их давить на Варфоломея, чтобы он пересмотрел свое решение. Московский патриархат объявил, что его верующим грозит наказание за молитву в церквях Константинополя, включая гору Афон в Греции, которая сегодня является популярным местом паломничества для российской элиты.

Среди светских наблюдателей одно из самых больших беспокойств заключается в том, что изменение религиозного режима в Украине может привести к конфликтам из-за контроля над церквями страны, в том числе и над некоторыми из самых главных соборов и монастырей на христианском востоке. Особенно в Киеве. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сказал, что Россия «защитит интересы православных христиан» так же, как всегда защищала интересы русскоязычного населения – языковые отголоски в преддверии аннексии Крыма. Верующие во всем мире должны молиться за мир.

Как сообщалось, 11 октября Синод Вселенского патриархата поддержал предоставление автокефалии Украинской поместной церкви. На Фанаре заявили о том, что процесс предоставления Томоса будет продолжаться. Кроме того, Синод признал недействительными анафемы, которые РПЦ наложила на патриарха УПЦ КП Филарета и митрополита УАПЦ Макария.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook