александр сушко
александр сушко

Когда дело дойдет до обсуждения деталей миротворческой миссии ООН на Донбассе, РФ будет настаивать, чтобы большинство из миротворцев были русскими, или из тех стран, которые зависимы от России и разделяют российские подходы.

Об этом в беседе с «Сегодня» в кулуарах ежегодной конференции Ялтинская европейская стратегия (YES) в Киеве сказал Научный директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко.

«Очевидно, что РФ не сейчас начала думать о том, чтобы пойти на какую-то версию международной миротворческой операции. Наверное, они все-таки просчитывают тот существенный экономический ущерб от санкций, и политический от собственно отсутствия хоть какого-то прогресса по урегулированию. И понимают, что рано или поздно должны быть какие-то уступки. В чистом виде консервация нынешней ситуации не приносит им тех дивидендов, на которые они рассчитывали. Был расчет на то, что Украина не выдержит такого длительного напряжения, что возможно Запад и так снимет санкции, нарушится солидарность западных стран. Более того, год назад очень активно говорили о том, что вот-вот и санкции начнут снимать, что в Украине что-то завалится и т.д. Но ожидания российской стороны не оправдались», – рассказал «Сегодня» Сушко.

По его словам, тогда россияне начали думать, как бы изменить ситуацию, и одним из шагов стало заявление Путина по миротворцам.

«Долгое время Россия отбрасывала эту идею, но сейчас решила формально поддержать ее, но, по сути, подать таким образом, чтобы она в случае принятия фактически означала что? Легализацию российского военного присутствия на Донбассе. Очевидно, что когда дело дойдет до деталей, я почти уверен, окажется, что россияне будут настаивать на том, чтобы в этой международной миротворческой миссии их часть была решающей. То есть, большинство из миротворцев должны быть российскими, или из тех стран, которые зависимы от России и разделяют российские подходы. У России уже есть опыт такого псевдо-миротворчества, когда они монополизируют эту роль и фактически осуществляют легитимизированную оккупацию – это Приднестровье, это Южная Осетия», – добавил Сушко.

Эксперт напоминает, что мандаты миротворческих миссий бывают очень разными и каждый  уникален. Это, по словам Сушко, еще одна причина, почему украинская сторона должна не допустить, чтобы россияне стали участниками этой миротворческой миссии.

«Если определенная страна становится даже миноритарным участником миротворческой операции, это значит признание ее как нейтрального субъекта. Это значит, что Россия выступает миротворцем, а не стороной конфликта. Поэтому если Россия входит в миротворческую миссию, даже небольшим контингентом, это значит признание, что она там не является стороной конфликта. И это еще одна из причин, почему они решили обратиться к этой инициативе и по-своему ее представить с тем, чтобы с одной стороны опять-таки легализовать свое военное присутствие, а с другой – легализовать этот свой статус как не участника, а миротворца, то есть посредника в решении конфликта», – подытожил Сушко.