«В конце февраля текущего года российские военные завладели украинским полуостровом Крым.

Западный мир был шокирован и негодовал — никто не мог предположить, что подобное возможно: казалось, что аннексия Крыма — не что иное, как спонтанная реакция президента России Путина на бегство из Киева его союзника Виктора Януковича. Однако сейчас, полгода спустя, эта точка зрения нуждается в корректировке, — пишет обозреватель немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Томас Гучкер: — на самом деле российское вторжение было спланировано за долгое время, его готовили и закрепляли на учениях». «Есть целый ряд доказательств», — говорится в статье.

Особую значимость среди них, как рассказывает журналист, имеет выступление главы Генштаба РФ Валерия Герасимова на ежегодном собрании Академии военных наук в конце января 2013 года: «Изначально это преподносилось как доклад «о новой роли Генштаба», однако в действительности генерал рассказывал о новой форме ведения войны». В XXI веке, по словам Герасимова, «прослеживается тенденция к стиранию границ между войной и миром. Войны уже не объявляют, а начавшиеся идут не по привычному шаблону». В качестве примера генерал привел «цветные революции» в Северной Африке и на Ближнем Востоке, которые продемонстрировали, что «даже относительно благополучное государство всего за несколько месяцев или даже дней может стать ареной ожесточенного противостояния, жертвой иностранной интервенции и погрузиться в хаос, гуманитарную катастрофу и гражданскую войну». Вероятнее всего, глава Генштаба имел в виду «оранжевую революцию» на Украине, ведь, согласно российской трактовке, именно американцы в 2004 году спровоцировали беспорядки на Украине и посадили в президентское кресло проамериканского политика, говорится в статье.

«Российский военачальник, конечно, мог просто осудить те события, но вместо этого он предложил нечто более революционное — научиться побеждать у победителей», — продолжает автор. При ведении современных конфликтов, как говорится в заявлении Герасимова, одних только военных методов недостаточно, возрастает роль дезинформации, политических, экономических, гуманитарных и других невоенных мер, задействуется протестный потенциал населения страны. «Короче говоря, Герасимов выступил за то, чтобы имперская держава под названием Россия приняла на вооружение методы повстанческих отрядов», — пишет Гучкер. Военные меры, с точки зрения российского военачальника, «тоже необходимы, но они должны иметь скрытый характер»: «Открытое применение вооруженных сил — чаще всего под предлогом сохранения мира и преодоления кризиса — возможно на более поздних стадиях и служит для того, чтобы окончательно одержать верх в конфликте». Помимо этого, генерал указал на то, что после внесения в 2009 году изменений в российское законодательство было существенно облегчено применение российских вооруженных сил за пределами Российской Федерации, в частности «для защиты русскоговорящего населения, проживающего за рубежом».

«Поначалу речь Герасимова, в которой не было ни одного слова про Украину, не вызвала какого-либо ажиотажа на Западе, но после того, как в сети появился ее перевод на английский язык, западные эксперты по безопасности начали считать ее подготовкой к захвату Крыма», — продолжает корреспондент.

Также немаловажное значение, по мнению экспертов, имеют широкомасштабные учения российской армии «Запад», проходившие в сентябре 2013 года в Белоруссии и Калининградской области. По легенде, российские и белорусские военные оборонялись от «незаконных вооруженных формирований, проникших на территорию Белоруссии». Через некоторое время после учений профессор Армейского военного колледжа США Стивен Бланк написал в своем анализе, что эти формирования, согласно сценарию учений, проникли с территории соседней Литвы и должны были «проводить на территории Белоруссии операции против государственной власти и оказать содействие притесняемому литовскому меньшинству». На самом деле в Белоруссии нет никакого литовского меньшинства. «Те же российские подразделения, которые согласно сценарию учений играли роль нападавших, воплотили в жизнь операцию, которую мы позднее увидели в Крыму и на востоке Украины», — указал Бланк.

Источник: Инопресса