Вероятность того, что Россия использует стратегические учения «Запад-2017», начинающиеся 14 сентября, для совершения открытой агрессии против Украины или других стран ничтожна, президент РФ Владимир Путин не осмелится на такой шаг.

Такого мнения придерживаются опрошенные Укринформом немецкие эксперты в области безопасности.

«Мы имеем ситуацию, когда Россия провела открытую агрессию в Крыму, и мы знаем, что ситуацию на востоке Украины дестабилизируют российские силы. Есть опасения, что на этом дело может не закончиться, но я думаю, что такой опасности в ходе начинающихся маневров нет», — заявил вице-президент Федеральной академии политики безопасности (BAKS) Вольфганг Рудишаузер.

При этом он признал, что, учитывая малую прозрачность, в которой будут проходит маневры, в странах Балтии, Украины возникают законные опасения в том, что какая-то часть солдат может остаться после учений на территории Беларуси, или в целом будет в дальнейшем размещена очень близко от границ, «что в долгосрочной перспективе будет вести к дестабилизации ситуации».

По словам Рудишаузера, транспарентность – очень важный момент во всех вопросах контроля над вооружениями и учений. Именно этого недостает маневрам «Запад», поэтому неудивительно, что у стран Запада, в том числе у Германии, есть подозрения в том, что Россия показывает данные об участниках маневров, «которые могут быть далеки от реального числа».

Это допускает и эксперт берлинского фонда «Наука и политика», специалист в области международной безопасности Вольфганг Рихтер. В то же время озвученную министром обороны ФРГ Урсулой фон дер Ляйен со ссылкой на данные НАТО цифру в 100 тысяч предполагаемых участников учений он считает «сильно преувеличенной». По его мнению, если речь идет о заявленном количестве, то это «количество, не представляющее опасности». К тому же, считает эксперт, Беларусь не заинтересована в том, чтобы размещать на своей территории российские войска.

По его словам, те данные, которые подала в международные структуры Беларусь, на территории которой будут проходить основные мероприятия, соответствуют Венским документами ОБСЕ. Так что в этом вопросе правила транспарентности как бы соблюдены, отметил эксперт. При этом Рихтера «интересует, насколько масштабна та часть учений, которая пройдет за пределами Беларуси и не была заявлена ею».

Эксперт по вопросам безопасности и внешней политики, экс-председатель Парламентской ассамблеи НАТО, член президиума Немецкого общества внешней политики Карстен Фойгт, напротив, вполне допускает, что некая часть российских подразделений может остаться после учений в приграничной зоне. Но это очень скоро станет очевидным, уточняет он.

Эксперт отмечает, что задача НАТО — подготовиться к любым неожиданностям, что «не означает, что вероятность того, что эти случайности произойдут, велика». Фойгт «исключает открытое нападение россиян во время маневров». Наиболее вероятно, по его мнению, что этими учениями Россия хочет скорее послать НАТО «сигнал силы и решимости», и вряд ли он будет воспринят в НАТО как сигнал устрашения.