Налоговики рассказали, какие «серые» схемы используют ИТ-компании в своей деятельности и как они с ними борются

Обыски и прочие процессуальные мероприятия не коснулись в этом году крупнейших ИТ-компаний. Об этом заявил в ходе пресс-конференции в Кабмине первый заместитель председателя Фискальной службы Сергей Билан.

«Мы сделали топ 100 этих компаний с набольшими объемами. И хочу вам сообщить, что из этого списка ни к одной компании не применялись процессуальные действия: не проводилось не обысков, не были изъяты документы. То есть никакого препятствования деятельной компаний не проводилось. А из всех существующих в отрасли ИТ 5000 компаний с начала года было проведено 17 плановых проверок и 170 внеплановых. То есть, это меньше чем десятая доля процента», — заявил Билан.

Напомним, что в июле сотрудники налоговой полиции провели обыски в одной из крупнейших ИТ-компаний в сфере игровой индустрии в Харькове — Plarium

По словам Билана, ГФС не разделяет сферы, в которых ведет расследования или осуществляет контроль.

«К сожалению, преступники и недобросовестные предприниматели используют разные схемы для собственного обогащения. Если раньше работали всем известные большие площадки, на которые стекались большие финансовые потоки, то сейчас они не работают», — отмечает чиновник.

По его словам, мошенники сейчас начинают искать другие отрасли, где можно обогатиться. В том числе и сельское хозяйство, и нетипичный экспорт и ИТ компании. «По нашим приблизительным оценками, ИТ-отрасли ежемесячно используется где-то 300 млн грн фиктивного налогового кредита. Это предоставление услуг и целый ряд других схем. Когда контролирующие органы начинают присматриваться к этим схемам, к сожалению, сразу начинаем ощущать сопротивление. Конечно, хотят защитить свои схемы. Я не говорю про всю отрасль. Конечно, это не касается тех добросовестных ИТ компаний, платящих налоги. Но, к сожалению, на их фоне и паразитируют те, кто на этом обогащается», — говорит Билан.

По его мнению, компании манипулируют вопросами иностранных инвестиций. «Конечно, мы всячески поддерживаем иностранные инвестиции в Украину. Чтобы развивался бизнес, для того чтобы климат, деловой и производственный в нашей стране был на уровне, мы сделаем все для этого. Но ни в коем случае эти инвестиции не есть индульгенцией при использовании противоправных схем», — отмечает он. По словам чиновника, иностранные инвестиции — это в большей степени офшорные компании, конечными бенефициарами которых являются граждане Украины. «И даже если иностранные инвестиции заходят с более развитых стран из большой семерки, то менеджмент, который находится тут на месте и проводит хозяйственные операции — это те же самые украинцы с нашим менталитетом. Со всеми нашими позитивными и негативными чертами. Они хорошо осведомлены, как оптимизировать налоги», — добавляет он.

«Какие существуют схемы: приведу пару простых примеров по деятельности так называемых честных белых ИТ-компаний, которые сейчас поднимают бучу в информационном пространстве», — рассказывает чиновник. Например, ИТ-компания заключает договор с одним из министерств Украины о разработке программного обеспечения на сумму 25 млн грн. Получает эти деньги. Показывает, что нанимает для разработки ПО 5-10 компаний, с которыми будто распределяет полученные деньги. «А на самом деле это ПО делается двумя программистами на этой фирме. Общая стоимость — меньше миллиона гривен. Прямое присваивание средств госбюджета — 24 млн грн.», — подчеркивает чиновник.

Он привел в пример еще одно криминальное производство: фирма, которая предоставляет телекоммуникационные услуги. Показывает официально одно количество абонентов, по которым платит налоги. Реальное количество абонентов — в 6 раз больше.

Еще один пример: ИТ-компания поставляет оборудование, которое ввезено в Украину вне таможенного контроля. Она показывает, что это оборудование купила у фирмы Х. Но фирма Х занимается ввозом в Украину мороженной свинины и пакетов. Других операций не было.

«Мы не различаем, программы предоставляют, товары или услуги или разрабатывают код. Есть вопросы по тем непосредственно компаниям, которые занимаются разработкой программного обеспечения. Потому что официально трудоустроенных людей там один-два человека. Работают больше. Даже если человек официально трудоустроен — вы прекрасно понимаете, как и где выплачивается зарплата. Открыты карточки за границей в разрез требования нашего закона о том, что должно быть одобрение Нацбанка. И вся валюта остается там», — сетует чиновник.

Он показал инструкцию внутреннего пользования одной ИТ-компании, которая была изъята во время одного из обысков. Зачитал: «Уважаемые коллеги, указанный документ нужно выучить наизусть. Нужно четко знать о себе следующую информацию: юридическое лицо, в котором вы трудоустроены. Название отдела, должность, дата трудоустройства и заработная плата, официальная в гривнах. В случае входа в помещение представителей правоохранительных органов необходимо оставаться на своих местах и уведомить соответствующих лиц».

Популярные статьи сейчас

Трампист Джонсон держит в заложниках миллионы украинцев - CNN

Над аннексированным Севастополем оккупанты сбили свой истребитель и он рухнул в море: видео

Россия нанесла колоссальные разрушения Бурштынской и Ладыжинской ТЭС, - ДТЭК

В Китае отреагировали на заявление Путина о готовности России к ядерной войне

Показать еще

На одном из последних обысков, по словам Билана, была изъята пачка конвертов с аббревиатурой ЗП, в которые было вложено от двух до четырех тысяч долларов. «Если мы берем контентную компанию, занимающуюся разработкой кода — она снимает офис за $20 000. А платеж в бюджет ежемесячно составляет 1200 грн… Мы приходим только туда, где есть основания прийти», — резюмирует он.  

Источник: Лига.нет