Росавиация 22 декабря предписала российским эксплуатантам самолета Sukhoi SuperJet 100 (SSJ100) осмотреть крепления навески хвостового стабилизатора, так как были обнаружены повреждения узла (копия директивы есть у «Ведомостей»). Сначала повреждение было обнаружено на одном из четырех лайнеров авиакомпании «Ираэро», позже – еще на двух, рассказали топ-менеджеры двух авиакомпаний. В итоге Росавиация приостановила эксплуатацию всех самолетов, в которых были обнаружены такие дефекты, до их устранения.

Росавиация и производитель – «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) не сообщали, в скольких самолетах обнаружился дефект. В России повреждения выявлены у 14 судов (см. врез). Это близко к действительности, говорит представитель ГСС. У мексиканской Interjet повреждения обнаружились на половине самолетов – 11 из 22, передавало Reuters. У других зарубежных эксплуатантов дефектов не было, утверждает представитель ГСС. Всего в мире эксплуатируется 87 SSJ100. Получается, около 30% лайнеров было временно выведено из эксплуатации. Впрочем, 9 января Interjet сообщил о вводе в строй после ремонта шести самолетов. Получается, сейчас повреждено 20% SSJ100.

Действия Росавиации адекватны, говорит один из собеседников Ведомостей. Хвостовой стабилизатор – силовой механизм, отвечающий за управление судном, эксплуатация с его дефектом недопустима, теоретически разрушение стабилизатора в воздухе привело бы к разрушению всего судна.

Уже в конце декабря выяснилось, что причина дефекта не конструктивная, а производственная – повышенный натяг втулок при сборке, говорит менеджер авиакомпании со ссылкой на директиву Росавиации от 28 декабря. Согласно утвержденному Росавиацией графику замена креплений стабилизаторов на всех самолетах будет завершена к концу января, вероятности появления дефекта в дальнейшем нет, утверждает представитель ГСС. Конструктивный дефект был бы намного серьезнее, комментирует ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Федор Борисов. Ведь его устранение потребовало бы внесения изменений в документацию и получения новых сертификатов.

«Это обычная для мировой авиации история – выявление «детской» болезни у нового самолета в ходе эксплуатации», – отмечает топ-менеджер по техническому обслуживанию одной из российских авиакомпаний. То, что дефект обнаружился спустя пять лет после начала эксплуатации самолетов, объясняется небольшим количеством выпущенных лайнеров и относительно невысоким их средним налетом, продолжает он. Ситуация обычная, но может отрицательно повлиять на программу строительства SSJ100 – весь мир внимательно следит за его проблемами, особенно системными, говорит Борисов. Но надо учитывать, что SSJ100 не совсем коммерческий проект, добавляет эксперт. Он позволяет России нарастить компетенции в авиастроении, поскольку это первый гражданский самолет, спроектированный и выпущенный в России. На переговоры с потенциальными эксплуатантами история не повлияла, уверяет представитель ГСС.