В мае прошлого года правительство Украины повысило внутренние цены на газ для населения в среднем на 63%, уравняв их с ценами, которые платят теплокоммунэнерго (ТКЭ), использующие газ для производства тепла. С этого момента цена природного газа для украинцев, усредненная по группам потребления, составляет 1309 грн за 1  тысячу кубометров (в том числе 20% НДС), или $111 долларов, если рассчитывать по среднегодовому официальному курсу гривни 11,8 грн за доллар. Это по-прежнему меньше, чем $143 за 1 тысячу кубометров, которые платит население России (Ростовская область), не говоря уже о европейских странах, где цена колеблется от $425 в Венгрии до $1630 (!) в Швеции. Но с учетом всех проблем, созданных текущим механизмом ценообразования на газ в Украине, газ обходится украинскому обществу очень дорого.

Энергетическая неэффективность и зависимость

Природный газ является самым дешевым и наиболее удобным источником энергии для населения в Украине по сравнению с дровами, углем, брикетами и др. (за исключением, пожалуй, электроэнергии). Население платит 164 грн за 1 Гкал энергии, полученную от сжигания природного газа. Это в два раза дешевле, чем цена такого же количества энергии, полученного от сжигания угля, и почти в три раза дешевле по сравнению с экологически чистыми древесными брикетами. После первоначальных инвестиций в подключение к газовой сети у потребителей нет никаких проблем, связанных с закупкой, доставкой или хранением газа, а также с вывозом отходов, как в случае с твердым топливом. В результате переход с природного газа на другие виды топлива, инвестиции в утепление помещений или покупку более эффективных котлов не имеют никакого экономического смысла, так как окупаемость этих проектов не будет достигнута в разумные сроки. Говоря языком бизнеса, возврат к инвестициям в альтернативные источники энергии будет иметь негативные последствия. Таким образом, низкие тарифы на газ поощряют его неэффективное использование и препятствуют введению энергосберегающих технологий на уровне домашних хозяйств.

Нет ничего удивительного в том, что Украина является одной из наименее энергоэффективных стран в мире. Основываясь на данных Всемирного банка, из 1 кг нефтяного эквивалента энергии в Украине производят 3 доллара добавленной стоимости. Даже в богатых нефтью и газом России и Казахстане этот показатель составляет 4,4 доллара ВВП на 1 кг нефтяного эквивалента, не говоря уже о европейских соседях, таких как Венгрия или Румыния, экономика которых почти в три раза энергоэффективнее, чем украинская. В то время как эффективность использования энергии в украинском промышленном секторе продолжает улучшаться (в частности, благодаря высоким ценам на газ), Украина все еще значительно отстает от европейских стран по уровню энергоэффективности экономики и, в результате, сильно зависит от импорта газа, несмотря на существенную внутреннюю добычу.

Коррупция в газовом секторе

Доставка газа тысячам сравнительно мелких потребителей, по понятным причинам, стоит дороже, чем доставка нескольким крупным. Это объясняет, почему в большинстве стран тарифы на газ для населения выше, чем те, которые устанавливаются для промышленных потребителей. В Украине наблюдается противоположная ситуация: в то время как цены на газ для промышленных потребителей такие же высокие или даже превышают цены для промышленных потребителей в Европе, тарифы для населения остаются самыми низкими. Разница между тарифами на газ создает возможности для коррупционных схем: существует сильный «соблазн» использовать дешевый газ, предназначенный для населения, в промышленных целях.

Слабая и неустойчивая к внешним шокам экономика

Правительство компенсирует низкие цены на газ для населения за счет субсидирования государственной монополии НАК Нафтогаз Украины. В 2014 году Нафтогаз получил 97 млрд грн государственной поддержки, из которых 22 млрд грн были использованы на погашение еврооблигаций. Оставшиеся 75 млрд являются энергетической субсидией. Для сравнения, примерно такую же сумму правительство намеревалось суммарно потратить в прошлом году на оборону, безопасность и общественный порядок. Существует множество способов более эффективного использования этой огромной суммы средств. Например, их можно направить на увеличение государственных инвестиций для смягчения экономической рецессии, или на проекты, направленные на повышение энергоэффективности. Вместо этого государственная поддержка Нафтогаза увеличивает нагрузку на бюджет, не создавая при этом никакой добавочной стоимости, что приводит к росту государственного долга и снижению резервов НБУ и, в результате, увеличивает уязвимость украинской экономики к внешним шокам. Слабость экономики не чувствуется в повседневной жизни. Но расплата за нее приходит во времена кризисов, которые больнее всего бьют по уязвимым странам, приводя к резкому снижению уровня жизни граждан.

По материалам: ЛИГАБизнесИнформ