Надо признать, что комментаторы в мире недооценили лидера Северной Кореи. Еще полгода назад никто и представить не мог, что Ким Чен Ын способен вести сложные дипломатические танцы, в которых принимает участие не только Южная Корея, но и США и Китай.

Об этом пишет The Economist, передает ZN.UA

Он оказался достойным молодым диктатором, отмечает издание, напоминая, что Ким Чен Ын сегодня проводит встречу с президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином на южной стороне демилитаризованной зоны между двумя странами. Во время нее они обсудят заключение формального мирного соглашения, чего избегали лидеры севера и юга со времен Корейской войны, которая закончилась перемирием в 1953 году, зафиксировав горькое разделение полуострова. Этот первый диалог может проложить путь для встречи Ким Чен Ына с президентом США Дональдом Трампом в мае или в начале июня, точное место и дата проведения которой еще не объявлено.

Кое-кто все еще с недоверием смотрит на перспективу первой встречи лидеров Америки и Северной Кореи. В конце прошлого года страны были на грани взрыва военного конфликта. Но лидер Китая Си Цзиньпин довольно серьезно отнесся к возможному взаимопониманию между Трампом и Кимом и постелил красную дорожку перед северокорейским диктатором, когда в марте его бронепоезд неожиданно уехал в Пекин. До этого момента ядерная активность Пхеньяна настолько раздражала китайскую сторону, что их двусторонние отношения стали худшими за все времена.

Сюрпризы продолжаются. Майк Помпео, будучи еще директором ЦРУ, тайно звонил Киму на Пасху, что указывает на то, что Пхеньян и Вашингтон теперь общаются на высшем уровне после того, как между ними совсем не было никакого диалога. Более неожиданным было то, что 20 апреля Пхеньян объявил о том, что с ядерными испытаниями и запусками ракет дальнего радиуса действия покончено. Хотя испытаний на самом деле уже давненько не было. Но заявление северокорейской стороны получило внимание аудитории, которую хотело поразить. Трамп в Twitter написал, что это был «большой прогресс». Суть сделки, на которую надеется американский президент, начинает вырисовываться. Мирное соглашение, которое должны утвердить США и Китай как подписанты перемирия, может предоставить гарантии безопасности, которые нужны Пхеньяну. В свою очередь, режим Кима сделает шаги на встречу денуклеризации. Америка со своей стороны ослабит международные санкции против КНДР.

Ловушкой для Трампа может стать то, что Ким Чен Ын на самом деле не собирается отдавать ядерный арсенал. В феврале напряжение на Корейском полуострове было на высшем уровне. Пхеньян провел свой третий запуск межконтинентальных баллистических ракет, а Вашингтон пригрозил «разбить ему нос». Обозреватели сетовали, что, возможно, Трамп действительно был достаточно легкомысленным, чтобы рискнуть началом второй Корейской войны.

Но вскоре после этого Ким Чен Ын объявил, что национальная цель построения ядерных сил была достигнута. И запуски ракет вдруг прекратились. Трамп заявил, что якобы его санкции и угрозы заставили северокорейского диктатора сесть за стол переговоров. Но на самом деле именно Ким Чен Ын задал дипломатический тон и буквально «заказал музыку», пригласив К-поп-группу из Южной Кореи выступить в Пхеньяне.

Учитывая все это, оценки манеры правления Ким Чен Ына оказались неправильными. Он пришел к власти после смерти отца в возрасте 29, 28 или 27 лет в зависимости от того, кому верить: КНДР, Южной Корее и Америке. Образованный в Швейцарии сорванец не казался хорошим претендентом для возглавления диктатуры. The Economist называл его неопытным. Ключевые члены внутреннего круга его отца собирались сохранить власть в своих руках. Ким наслаждался роскошной жизнью, живя во дворце и имея в прислугах целый народ. Но спать спокойно ему не пришлось. Если бы он хоть когда-то потерял власть, его бы без сомнения ждала бы та же судьба, что и Муаммара Каддафи. Он сделает все, чтобы этого избежать. И его дед Ким Ир Сен, и его отец Ким Чен Ир заняли свое место в юности и в конце концов умерли от естественных причин.

Очертания правления Ким Чен Ына стали четкими: чистки и репрессии среди высших чиновников, экономическая либерализация на самом низком уровне, а также построение ядерного арсенала. Сначала он уничтожил угрозы, казнив даже своего дядю Ян Сон Тека в 2013 году и родного брата Ким Чен Нама. Постоянные чистки среди командования армии имели целью предотвратить начало распрей между враждующими фракциями. По словам эксперта Университета Кукмина в Сеуле Андрея Звеньевая, Ким Чен Ын — хороший диктатор. Он умный, предусмотрительный и жестокий, хоть и «не садист до глубины души». По мнению эксперта, его стратегия заключается в том, чтобы наполнить сердца страхом, а желудки — едой. С самого начала Ким поощрял мелкий капитализм, к чему не был склонен его отец. За частную торговлю сегодня в КНДР почти не наказывают. Государственные предприятия получили определенную автономию или же были приватизированы.

Не стоит недооценивать важность ядерного арсенала для внутренней политики Ким Чен Ына. Это основа его внутренней пропаганды и престижа армии. Несмотря на то, что он, вероятно, боится собственных генералов больше, чем американских, нет причин ожидать, что Ким Чен Ын обменяет ядерное оружие на что-то. Но санкции начинают кусаться. Ким, кажется, намерен изменить акнцент с розробики ядерного арсенала на развитие экономики. Поэтому не известно, как закончатся дипломатические танцы. Но во всяком случае Пхеньяну придется очень тщательно все взвесить. Ведь для Ким Чен Ына очень много стоит на кону.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook