К такому выводу пришли специалисты Института глобализации и социальных движений (ИГСО), что будет подробно изложено на пресс-конференции «После Междуреченска: новое в социально-трудовых отношениях и протестах», сообщила «Хвиле» пресс-служба ИГСО.

Компания по замалчиванию событий в официальной прессе дала обратный результат. В обществе информация получила распространение по иным каналам (особенно через интернет), что содействует осмыслению опыта шахтеров. Жесткие и не санкционированные акции будут повторяться. Одновременно возрастет организованность протестующих, что затруднит для властей игнорирование многих требований.

Протестные выступления рабочих Междуреченска выявили застарелые проблемы угольной отрасли, Кемеровской области и социальной политики в России. «Аварии в шахтах не прекращаются со времени приватизации. Владельцы не решают проблему безопасности сами и не используют эффективно выделяемые из казны деньги. Государство выступает гарантом безответственных и неконтролируемых собственников. Механизмов заставить бизнес повысить безопасность шахт нет», — отмечает Борис Кагарлицкий, директор ИГСО. Выплаты шахтовладельцев пострадавшим и их родственникам являются, по сути, добровольными пожертвованиями. Работники ощущают свою бесправность. Они вынуждены нарушать технику безопасности, чтобы не потерять в заработке. «Самоустранение государства из сферы экономики ведет, в конечном счете, к параличу социальной политики. Ставка на репрессии как инструмент “снятия” протеста лишь помогает ему принять радикальные формы», — констатирует Анна Очкина, руководитель Центра социального анализа ИГСО. Она подчеркивает, что стихийность является временной чертой выступлений.

Сдельная система оплаты труда горняков провоцирует их игнорировать нормы безопасности. Руководство компаний не считает такую форму повышения выработки неприемлемой. «Власти не пытаются регулировать в интересах рабочих сферу безопасности труда и его оплату. Их четкая ориентация на работодателей побуждает протестующих предъявлять претензии и государству», — говорит Андрей Демидов, заместитель директора Института «Коллективное действие». Рабочие нуждаются в организации контролирующей выполнение властями и менеджерами своих обязательств. Официальные профсоюзы в Кузбассе скомпрометированы, а «альтернативные» потерпели поражение и пока не оправились от него. Попытка оппозиционных политических сил манипулировать протестом показала нежелание горняков становиться марионеткой. Виртуальный Союз жителей Кузбасса, как выяснилось, никого не представляет. С другой стороны власти могут в критических условиях столкнуться с отсутствием стороны для переговоров. Подобные горняцкой вспышки протеста будут повторяться. Сделанные работниками из событий в Междуреченске выводы таковы, что без жестких и несанкционированные акции типа перекрытия дорог вряд ли возможно привлечь к проблемам граждан внимание властей.

Попытка свободных профсоюзов противопоставить стихийным действиям конкретные требования не имеют успеха по причине острой нехватки ресурсов и жесткого прессинга со стороны региональных властей. Профком первичной организации шахты «Распадская» направил 17 мая директору шахты обращение. В нем были изложены требования довести долю тарифа в зарплате до 70%, а фонд заработной платы – до 30% от себестоимости продукции, увеличить численность проходческих бригад, повысить расходы на мероприятия по технике безопасности, а также прекратить давление и репрессии в отношении членов свободного профсоюза. Это обращение было проигнорировано. По данным директора Южно-Сибирского правозащитного центра (Новокузнецк) Максима Бурмицкого, в регионе нередки отказы в регистрации свободных профсоюзов, что нарушает требования закона об уведомительной регистрации профсоюзов. Подобная практика типична не только для Кузбасса. Возникает ситуация когда власти вынуждены будут игнорировать требования и подавлять выступления либо создавать или активизировать структуры взаимосвязи с населением проблемных регионов.

27-05-2010 14-52

«Хвиля»