Однако это совсем не значит, что оппозиция в Украине исчезнет, как таковая, в принципе. О перспективах нынешних оппозиционеров УРА-Информ поговорили с директором аналитического центра «Стратагема» Юрием Романенко

Министр Николай Азаров на днях заявил, что власти нужно два года – и оппозиция умрет, сгинет от политической стабильности. Насколько это реально в нынешних условиях?

На мой взгляд, Николай Янович пребывает в некоторой иллюзии относительно влияния стабильности на роль оппозиции и наоборот. В Западной Европе стабильность политических режимов наблюдается десятилетиями, но это отнюдь не является поводом для смерти тамошней оппозиции. Наоборот, время от времени власть и оппозиция меняются местами.

Вторым ошибочным посылом является то, что, пока Партия регионов не показала никаких стратегических шагов, которые бы эту стабильность обеспечили в указанной Азаровым перспективе. Не осуществляется внутренняя модернизация ПР, действия в экономической сфере носят хаотический характер, что ярко видно при разработке Налогового кодекса и т.д. Короче говоря, в рамках прежней модели жить невозможно, но новую модель, даже ее очертания, регионалы пока не предъявили. Попытка построить «Единую Россию» в украинских условиях смешна, потому что российская вертикаль сгорела в августовских пожарах, показав, что путинская модель модернизации провалилась. Зачем тогда повторять ошибки других?

Все это так, однако, последние действия оппозиции, в частности, в лице Юлии Тимошенко, пустые заявления и малочисленные митинги, производят впечатление полной неадекватности и непонимания ситуации. Чем это может обернуться лично для нее, для оппозиции, в целом, и демократии, как таковой?

Действия Тимошенко, действительно, неадекватны, потому что она оказалась неприспособленной к новым реалиям еще в большей степени, чем регионалы. Поэтому, она вновь и вновь воспроизводит старые тактические ходы, которые способны возбудить разве что ее истинных фанатов. И то, до определенного момента. Поэтому, сегодня в Украине есть потешная парламентская оппозиция, которая выполняет чисто развлекательные функции, но системной оппозиции, которая бы давала альтернативный курс развития страны, пока нет. Однако, я уверен, что она появится. Новые условия рождают новые силы. И, чем более неадекватной будет позиция Партии регионов, тем быстрее появится новая оппозиция, которая будет гораздо злее предыдущей.

Вернемся к оппозиции нынешней. Вместо того, чтобы еще с весны — после победы Януковича на президентских выборах — действовать конструктивно, та же Тимошенко почему-то ушла в глухое подполье. Почему за это время оппозиционными силами не было сформировано никакой стратегии по противостоянию власти?

Она ушла в подполье, потому что у нее не было «плана Б», она об этом сама говорила накануне выборов. То есть, человек настолько уверовал, что выиграет выборы, что проигрыш оказался для нее шоком. Отсюда эти нелепые телодвижения вокруг Табачника весной и другие смешные ходы. Это грустно и забавно одновременно.

А какие силы могли бы «подвинуть» Тимошенко с ее вотчины ярой оппозиционерки и когда это произойдет?

Если регионалы не сделают внутренней модернизации, то это произойдет через полтора-два года. Тогда и регионы, и Тимошенко, не говоря уже про карликов вроде Литвина и коммунистов, окончательно потеряют легитимность, и их влияние будет постоянно уменьшаться. На их место придут новые силы, которые сейчас вызревают внутри украинского общества. Говорить о том, кто это будет, также глупо, как и предсказывать события 1917 года эдак в сентябре 1915 года. Одно можно сказать — это будут силы более радикальные, агрессивные и динамичные, чем сегодняшние хэдлайнеры политического процесса.