Основным смыслообразующим элементом доктрины украинского этнонационализма является тезис о «титульном украинском этносе (нации)», а основными инструментами его внедрения – специфическая политика исторической памяти, основанная на сочинении отдельной истории украинского этноса, административно-правовая дискриминация русской культурно-языковой группы, выстраивание новой украинской национальной идентичности на антирусских образцах, символах и ценностях.

{advert=1}

Мировоззренческие в широком смысле ценности, именно, язык, вера, история, список почитаемых героев, представление о внешних друзьях и врагах, т.е. то, что с необходимостью должно быть содержанием общей национальной доктрины, противоположны на Западе и юго-востоке Украины и навсегда развели в истории два региона формально единой страны.

Механически созданная в иных исторических условиях, под иные задачи и в рамках отошедших в историю проектов Украина никогда не была по настоящему единой, т.е., единой именно в ценностно-мировоззренческом и культурно-языковом смысле. Термин «раскол» крайне ошибочен, потому, что по существу ложно описывает ценностно-мировоззренческое состояние общества и суть проблемы. Нечему было раскалываться. Искусственно сколоченное большевиками административно-территориальное образование под названием «Украина» могло относительно бесконфликтно существовать лишь в составе более крупного государственного образования – СССР.

Главный итог 20-летней унификации Украины на принципах этнонационализма – доведение принципиальных региональных различий страны до прямого раскола и гражданской конфронтации.

Очевидно, что единственный смысл понятия «титульная нация» заключается в различении среди населения страны особой группы с целью последующего закрепления за ней специальных льгот и преимуществ – назовём такой подход «принципом «титульной нации»». И именно в этом его содержании – вся его несостоятельность и источник разных вызовов и рисков.

Принцип «титульной нации» полностью несостоятелен в силу противоречий с принципом гражданства, который закрепляет за теми, кто его имеет абсолютно равные права, свободы и обязанности. Поскольку всё население Украины на момент распада Союза получило гражданство автоматически, независимо от культурно-языковой принадлежности, то всё оно имеет равные права, свободы и обязанности. Поэтому всё население Украины является гражданами Украины и, в силу этого составляют украинскую нацию. Ещё одной «титульной нации», которая бы существовала параллельно с имеющейся и на этой же территории в принципе быть не может.

Если среди граждан Украины выделяется ещё некая «титульная» нация, то имеется в виду существование внутри украинской нации некоего «титульного этноса». По какому же критерию остальные граждане становятся нетитульными? Очевидно, по критерию этническому, либо культурно-языковому (что в принципе, одно и то же). Но, тогда, согласно логике ситуации, следует немедленно сделать одно из двух: 1) либо лишить «нетитульных» граждан Украины гражданства и сопутствующих ему прав и свобод, либо – 2) отказаться от принципа «титульного этноса» и гарантировать всем гражданам равные права и свободы, в том числе, и право пользоваться русским языком здесь и сейчас.

Очевидно, что первый вариант на Украине невозможен в принципе, а второй реализуется с многочисленными нарушениями украинского же законодательства, прежде всего Конституции. Этнический национализм, по сути, изначально основан на представлении о неравенстве разных народов и культур, конкретно, русских и русскоязычной группы с вытекающей отсюда абсолютно антиправовой дискриминацией русскоязычного населения.

Попытки совместить при формировании национальной идентичности принцип «титульного этноса» и принцип «всеобщего гражданства» ведут к созданию особых льгот и условий одной группе граждан Украины – украиноязычной, за счёт систематической, циничной и оскорбительной дискриминации другой группы граждан Украины – русскоязычных. Подобный курс является перманентным источником общественно-политической дестабилизации и потенциальной угрозой целостности Украины.

За 20 лет, независимо от политических сил при власти, чётко обозначились фронтальные и систематические попытки полностью уничтожить на Украине все символы, традиции, ритуалы и представления, как идеальные, так и вещественные, которые возникли в результате совместного русско-украинского исторического, культурного и государственно-политического опыта.

Целью и итогом здесь должна стать подгонка всей Украины под требования реабилитации неоднозначного историко-культурного наследия Галицкого региона. Для этого на место традиционных российско-украинских исторических ценностей, символов и фигур ставятся новые символы, связанные с историей Галицко-Волынских земель, никогда (за исключением короткого периода с 1945-1991 гг.) не входивших в эти общие для русских и малороссов (украинцев) государства – Российскую империю и СССР.

Популярные статьи сейчас

Мужчинам из Украины подсказали, что делать без загранпаспорта в ЕС, США и Британии

Украинцам объяснили, можно ли проживать в Германии без загранпаспорта

Эксперт: Строительство "черепах" - тонкий план Путина по утилизации дефицитных ресурсов Украины

Пенсии будут выплачиваться, но пояса придётся затянуть, - эксперт

Показать еще

{advert=2}

Такая «история» влечёт за собой следующие риски:

1. Игнорирование заслуг и значимости в общеукраинской истории собственно украинских земель центра и юго-востока Украины, так как вклад этих регионов в научные и экономические достижения Украины на всех её этапах, а особенно, на советском, был решающим.

2. Превознесение особой роли Галицкого региона в украинской истории за счёт дискредитации регионов Украины, входивших в состав общих с русскими государств.

3. Реабилитация нацизма в его галичанской версиии позволяет реабилитировать позорный исторический опыт галицийского региона, чтобы включить его на «законных» моральных и «исторических» основаниях в общеукраинскую идентичность на правах превосходства.

4. Тотальную фальсификацию истории государств, частью которых были малороссы (украинцы), русские, белоруссы и иные народы. (Происхождение украинского этноса и языка, историю, характер государственной власти и этнического состава Киево-Новгородской Руси, Роль Мазепы, деятельность Петра 1, оценка роли и значения иных российских императоров, оценка Отечественной войны 1812 года, фальсификация истории голода в 1932-33 гг., Великой Отечественной войны и пр., и пр., и пр.).

5. Дальнейшее закрепление тотального отчуждения востока и запада Украины вплоть до гражданского конфликта и развала Украины.

Отстутвие общих ценностей + нарушение культурно-языковых прав почти половины населения Украины + неспособность властей обеспечить достойное качество жизни на фоне растущей социальной несправедливости в распределении социальных благ объективно лишают идею независимой Украины вообще и в глазах подавляющего большинства граждан на востоке и на западе страны самоценности. Очевидно, что в украинском случае, после развала СССР независимость может быть лишь средством достижения иных целей – именно тех, ради которых, как считалось, Союз следует упразднить.

В тоже время, появление новых внутренних и внешних вызовов Украине актуализирует вопрос о формулировке новой политики идентичности, которая базировалась бы на совершенно иных принципах. Её объединительный потенциал не может базироваться на потребительских ценностях, которые часто выражают в лозунгах «Объединим Восток и Запад страны в борьбе за лучшую жизнь (за большую зарплату, за чистую окружающую среду» и пр.). Национальная доктрина, постулирующая общие ценности и символы должна выходить за пределы жизни одного поколения, желательно также, и за пределы государства (учитывая общий украинцев с россиянами и славный имперский и советский исторический опыт), она должна быть ответом на исторический вызов стране. Таким вызовом является расхождение востока и запада Украины по линии культурно-цивилизационных различий, а также угроза культурно-исторической идентичности населения Украины со стороны западного общества потребления.

Рассмотрим её общие контуры.

В украинском обществе предстоит сформировать украинскую гражданскую (политическую) нацию на основе всех этнических и культурно-языковых групп, проживающих на Украине с сохранением и развитием их самобытности.

Принципиальная позиция новой доктрины идентичности — на Украине нет, и не может быть в принципе титульного этноса – ни украинского, ни какого-либо другого. Попытки закрепить за какой бы то ни было культурно-языковой группой дополнительные права и свободы возможны только в ущерб остальным, а потому должны немедленно и решительно пресекаться по закону.

Русская культурно-языковая группа является на Украине государствообразующей, наравне с украинской. Русские и русскоязычные граждане Украины составляют едва ли не половину населения страны; они представлены во всех сферах общественно-политической деятельности, экономики, науки и культуры, своим трудом и инициативами укрепляют суверенитет Украины. Благодаря также и миллионам их голосов за независимость на референдуме 1 декабря 1991 года, Украина реализовала своё суверенное право на независимое государство.

Необходимо утвердить принцип исторической и культурно-цивилизационной преемственности современной Украины с УССР и СССР. Российская империя и Советский Союз по факту создавались при решающем вкладе русских и малороссов (украинцев) и являются нашим общим и славным историческим прошлым.

Новая доктрина должна ставить вопрос о возможной федерализации, как конечной цели реформирования государственного устройства. Реформа местного самоуправления не только действенный инструмент развития народовластия в Украине, но и необходимое условие дальнейшей оптимизации управления государством, в том числе и путем построения федеративного государства.

Не стоит абсолютизировать преимущества федерального государственного устройства. Но федерализация Украины обеспечит стабилизацию политической и социально-экономической ситуации в стране в условиях, когда все другие меры по предотвращению раскола украинского общества, включая реформу местного самоуправления, окажутся неэффективными.

Федерализацию не следует понимать, как согласие с преобладанием ультранационалистических и неонацистских настроений в Галицком регионе в качестве проявления его самобытности. Федерализация не может быть разрешением на пропаганду нацизма в отдельном регионе и нарушение украинского законодательства.

Во внешней политике безусловным приоритетом должна стать интеграция Украины во все организационные структуры постсоветского пространства, включая и ОДКБ и восстановление на их основе нового мирового центра силы.

Подобные основания украинской государственности сопряжены с огромной воспитательной, цивилизаторской работой власти в отношении абсолютного, но воинствующего меньшинства Украины — населения Галицкого региона. Такое воспитание предполагает также и определённое принуждение этого населения к соблюдению украинских законов, да и просто, общих морально-этических норм, к терпимости в отношении иных культур и языков. Попытки приспособить большинство украинцев к провинциальным, отсталым и агрессивным культурным стандартам галичан гарантируют развал Украины.

Существующие на Украине политико-предпринимательские группы на данный момент не в состоянии реализовать эту или подобную ей доктрину реформирования идеологических оснований украинской государственности. Они не в состоянии смягчить кризис украинской государственности хотя бы частичным перераспределением сверхприбылей через бюджет на программы выравнивания доходов населения. Новая власть, так или иначе, по инерции восприняла галицийский этнический национализм и концепцию «титульной украинской нации», в качестве логичной и полностью законной основы формирования украинской национальной идентичности.

{advert=3}

Не вполне осознанно разделяемая ПР концепция «титульного украинского этноса» формирует у функционеров новой власти «комплекс неполноценности». Только этим комплексом можно удовлетворительно объяснить, что фарс с украинизацией, который добросовестно разыгрывается русскоязычными чиновниками-регионалами друг перед другом, начался с их приходом на государственные должности, т.е. с занятием властного положения. Русскоязычие, которое они считали позволительным для населения своих базовых регионов и для себя самих вне власти, стало непозволительным, предметом стеснения и оправдания, с приходом во власть.

Отсутствие у ПР собственной конструктивной идеологической программы формирования украинской национальной идентичности на основе союза русской и украинской культурно-языковых групп, обуславливает механичность и поверхностность восприятия регионалами собственных программных лозунгов. Антинационалистические лозунги и положение о повышении статуса русского языка появились в политической программе ПР, как естественная реакция на потребности той среды, откуда они сами вышли – юго-востока Украины. Но они так и не стали осознанной частью общей концепции формирования украинской нации на основе принципа гражданства, а не этнической принадлежности.

Украинская гражданская нация не стала неоспоримой ценностью для ПР и осознанной ими самими полностью законной и необходимой программой формирования украинской национальной идентичности. Необходим общественный ликбез ПР в этих вопросах.

Вместе с тем не надо делать трагедии из риска возможного краха «проекта Украина». Для нас, прошедших развал Союза – это мелочь. Для нынешней молодёжи – тем более. Есть основания предполагать, что в гипотетическом новом государственном проекте на месте нынешнего, может реализоваться то, что по вине правящих кругов никак не реализуется в существующем государстве.