Хотя Украина является одной из самых многочисленных православных стран мира и приняла христианство более тысячи лет назад, украинцы до сих пор не имеют своей поместной церкви. Это делает их зависимыми и уязвимыми от разрушительных установок российского руководства, которое использует церковь как оружие в гибридной войне. Политизируя православие, Москва хочет мертвой хваткой удержать украинцев в орбите «русского мира». Радикально изменить ситуацию и освободить Украину может лишь автокефалия ее церкви, которая окончательно дополнит ее суверенитет.

Своя автокефальная церковь – неотъемлемый атрибут суверенной Украины

Украина уже почти 27 лет существует в качестве независимого суверенного государства. Страна давно доказала свою жизнеспособность и имеет все классические атрибуты государственности, все что подобает независимому актору на международной арене. Тем не менее дабы вести речь о полном фактическом суверенитете стране необходимо завершить борьбу за институализацию поместной церкви.

По Конституции Украина является секулярной республикой, а значит светские власти не вмешиваются в дела религиозные. Хотя среди украинцев можно найти приверженцев различных конфессий и религиозных течений, но более 75% населения относят себя к православным христианам. А здесь важно понимать, что православное вероисповедание по самому своему определению подразумевает наличие собственной автокефальной (поместной) церкви в пределах независимого государства. На практике наша страна так пока и не достигла воплощение в жизнь этого довольно обыденного для христианского мира постулата.

2018 год для украинского православия уже во многом является особенным. Прежде всего в текущем году исполняется ровно 100 лет с того момента начала борьбы Украины за свою поместную церковь. В ноябре 1918 года историк и знаток церковных дел, министр исповеданий Украинской державы Александр Лотоцкий произнес на Соборе программную речь, в которой провозгласил цели новой политики по отношению к УПЦ.

Он подчеркивал, что «основной принцип государственной власти состоит в том, что в самостийной державе должна быть и самостийная Церковь. Этого требуют интересы и государства, и Церкви. Никакое правительство, понимающее свои государственные обязанности, не может согласиться на то, чтоб центр церковной власти находился в другом государстве… Автокефалия Украинской Церкви — это не только Церковная, но и национальная необходимость. И кто это понимает и всем сердцем принимает интересы украинского народа, тот принимает и автокефалию Украинской Церкви. И наоборот».

Уже во временя Директории 1 января 1919 года был принят «Закон об автокефалии Украинской Православной Церкви и её высшего правительства». Правительство УНР имело в виду полную независимость Украинской православной церкви. В конце января 1919 года правительство УНР поручило послу в Турции, все тому же Александру Лотоцкому просить Цареградскую патриархию о признании автокефалии Украинской православной церкви.

Однако возглавляемая Лотоцким дипломатическая миссия прибыла в Константинополь в то время, когда патриарший престол был вакантным после смерти патриарха Германа, а его преемника не позволяли выбрать турецкие власти. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Дорофей, ссылаясь на это, заявил о невозможности решения просьбы посла Украины при таких обстоятельствах, но выразил надежду, что «украинский народ будет стоять дальше крепко в родительской Православной вере, ожидая с полной уверенностью осуществления своего желания согласно со священными канонами и правилами».

Как видим уже столетие назад возникло четкое осознание того, что независимая Украина не возможна без наличия собственной автокефальной церкви. И даже в условиях утраты своего государства украинцы стремились получить духовную независимость. Об этом говорят примеры создания и функционирования в 1920-1930 гг. Украинской автокефальной православной церкви во главе с митрополитом Василием (Липкивским), а также возрождение УАПЦ в период 1942-1944 гг. во главе с митрополитом Поликарпом (Сикорским).

С новой силой вопрос об автокефалии Украинской православной церкви возник в начале 1990-х гг., когда Украина уже стала независимым государством. С тех пор в стране существуют три православные церкви: каноническая УПЦ Московского патриархата (УПЦ МП) и две непризнанные – УПЦ Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Хотя еще на заре перестройки из 6.000 православных общин, существовавших в СССР, две трети располагались в Украине, украинцы так и не смогли обрести томос, наделяющий их правом на свою поместную церковь.

В наши дни статистика, не отличающаяся особой надежностью, говорит, что в Украине есть 12 тысяч общин, зарегистрированных Московской патриархией, более 5 тысяч Киевского патриархата и более тысячи Украинской автокефальной церкви. Но социология после 2014 года показывают другую картину: где-то 42% населения поддерживает Киевский патриархат и около 20% – Московский. А формально последний доминирует.

После аннексии Россией Крыма и начала вооруженного конфликта в Донбассе в Верховной Раде не раз звучали заявления о том, что Русская православная церковь (РПЦ) играет одну из ключевых ролей в гибридной войне России против Украины. А поддержка Московским патриархатом так называемого «русского мира» на территории Украины увеличила число сторонников идеи Украинской поместной церкви.

Так, количество людей, поддерживающих создание единой поместной православной церкви в Украине в полтора раза выше тех, кто выступает против этого. Идею предоставления Вселенским патриархом автокефалии украинской православной церкви поддерживает почти треть украинцев (31,7%). Такие данные исследования Центра социальных и маркетинговых исследований СОЦИС опубликовал 26 апреля 2018 года.

Популярные статьи сейчас

В ОК "Юг" объяснили, почему ВСУ не удается расширить плацдарм на левобережье Днепра

Выплаты не придут: ПФУ ответил, что делать пенсионерам, которые не прошли идентификацию

Больше так делать нельзя: в Киеве внедрили новые штрафы для водителей

ПФУ опубликовал данные о крупных выплатах в апреле: чего ждать пенсионерам

Показать еще

В другом социологическом опросе Центра Разумкова за 2018 год, сказано, что за то, чтобы УПЦ и далее оставалась в составе Русской церкви, выступает меньше 10% опрошенных. И это при том, что 26,9 % опрошенных считают, что православные Украины должны сплотиться вокруг Киевского Патриархата, а 23,4% полагают, что православные должны объединиться в одну Церковь, которая будет добиваться независимости.

Что важно актуализация темы автокефалии украинского православия в настоящее время лишь на первый взгляд является проявлением политической конъюнктуры. Куда вероятнее, что именно сегодня обстоятельства в мировом православии и международных отношениях сложились наиболее выгодно для создания поместной православной церкви, призванной стать для Украины эффективным оружием в гибридном противостоянии с Россией. Этот тезис не противоречит положению об отделенности церкви от государства, ведь борьба идет за убеждения и самосознание граждан страны.

Тысяча лет ожидания: Украина в шаге от автокефалии

Второй особенностью 2018 года для украинского православия выступает тот факт, что в текущем году будет отмечаться 1030 лет с момента Крещения Руси. Упомянутая дата стала удобным поводом для того, чтобы украинский президент Петр Порошенко снова поднял тему о необходимости обретения Украиной собственно поместной церкви.

Президент заявил, что вопрос предоставления автокефалии УПЦ, который вынесен на обсуждение уходит далеко за пределы церковного дела. «Я хочу отдельно подчеркнуть, что и украинская церковь – Поместная Автокефальная Украинская Православная Церковь является ключевым элементом нашей государственности и нашей независимости. Потому что армия – защищает украинскую землю. Язык – защищает украинское сердце. Церковь – защищает украинскую душу», — сказал президент.

В том, что именно глава государства поднял вопрос об автокефалии нет ничего странного либо не логичного. Во-первых, есть православная традиция. Ни одна из православных церквей не основана без участия государства – такова позиция Константинополя. Если государство против, никто не будет давать разрешение на организацию поместной церкви. Ведь нельзя создавать внутреннее напряжение. Во-вторых, поместная церковь – это вопрос национальной безопасности. После обретения независимости Украины эксперты постоянно указывали на то, что без религиозной независимости процесс обретения политической не завершается.

Лучше всего это показал факт российской агрессии против Украины, которая повлекла за собой не только утрату территорий, но гибель десятков тысяч украинских граждан, как защитников независимости, так и мирного населения. Хотя УПЦ МП, подконтрольная патриарху Кириллу стремится показать свой нейтралитет, но именно ее священники были рупорами и проводниками «русского мира» и открытым каналом формирования настроений, подрывающих веру в украинское государство.

19 апреля 2018 года Верховная Рада поддержала обращение президента Петра Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении украинской православной Церкви автокефалии. Обращение поддержали 268 народных депутатов.

По словам спикера парламента Андрея Парубия 10 из 19 действующих архиепископов УПЦ МП поддерживают идею автокефалии в Украине и готовы принять участие в церковном соборе, если таковой будет инициирован Святейшим Патриархом Варфоломеем I. «Они выбирают нового патриарха и происходит возрождение единой Украинской Православной церкви», — заявил он.

По убеждению Парубия, независимое государство и народ имеют право иметь свою церковь. «Миллионы украинцев сегодня разделены между церквами и это неправильно. Мы говорим прежде всего про единство! В некоторых местах были храмы, которые предоставляли убежище российским диверсантам», — заявил спикер. Он добавил, что продолжает работать вместе с президентом Украины Петром Порошенко над решением проблемы создания в Украине единой поместной церкви.

Если украинской православной церкви предоставят автокефалию, это будет иметь стратегические геополитические последствия для всего региона. Линия между западным и «русским мирами», которую часто отождествляют с религиозным разделением передвинется на Восток. Раскол между Вселенским патриархатом и московской РПЦ станет осязаемой реальностью. Большинство православных церквей, в странах правительства которых вступили в НАТО и ЕС, окончательно переориентируются на Константинополь.

РПЦ в Восточной Европе впервые столкнется с ситуацией, когда «православие» будет означать совсем не ориентацию на Москву. Автокефалия станет крупным событием истории независимой Украины, а также будет содействовать экуменизму между католической и православной церквями.

Важно подчеркнуть также изменение позиции Вселенского патриарха Варфоломея относительно автокефалии. Если ранее он возлагал то, что РПЦ примет участие во Всеправославном соборе в 2016 году и патриарх Кирилл признает его верховенство, то эта надежда себя не оправдала. РПЦ проигнорировала данное мероприятие, что открыло Варфоломею глаза на московских коллег и развязало руки относительно украинского вопроса.

Если говорить о процедуре обретения автокефалии, то упрощенно схема появления украинской поместной православной церкви может выглядеть так: сначала в Константинополе одобрят церковное решение об автокефалии – томос. После этого в Киеве соберется Всеукраинский православный собор с участием всех архиереев, подписавших обращение к патриарху. Как указывают собеседники, не исключено, что к этому собору присоединятся и некоторые архиереи УПЦ Московского патриархата.

На этом соборе представитель Вселенского патриархата зачитает томос, а архиереи выберут из своего состава предстоятеля новой церкви. Это, по замыслу украинского президента, должно произойти в середине лета 2018 года. При этом автокефалия церкви будет означать, что никакого утверждения новоизбранного руководителя Константинополем не предвидится. Ведь одним из основных признаков поместной церкви с древнего времени является способ избрания главы. Автокефальная церковь самостоятельно избирает главу на своем Соборе.

Важно подчеркнуть, что бывшие президенты Украины Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко 8 мая подписали совместное обращение, в котором поддержали инициативу об обращении к вселенскому патриарху относительно предоставления автокефалии Украинской православной церкви. «Мы считаем, что предоставление автокефалии Константинопольской матерью — церковью сыграет важную роль в укреплении независимости Украины, духовного и национального единства нашего народа, развитии религиозной свободы в Украине, будет способствовать плодотворному межконфессиональному диалогу в нашей стране», — зачитал Кравчук текст обращения. Главы государства призвали всех объединиться для создания автокефальной православной церкви Украины.

Данный шаг выглядит своевременным на фоне активного противодействия Кремлем украинским стремлениям обрести поместную церковь.

Козни московские: механика подрыва украинской автокефалии

Шансы Украины на обретение автокефалии в 2018 году очень высоки. Как известно за последние 168 лет Константинополь провозгласил автокефальный статус семи местных Церквей: Элладской (1850), Сербской (1879), Румынской (1885), Польской (1924), Албанской (1937), Болгарской (1945), Чешских земель и Словакии (1998).

И все эти Церкви сегодня пользуются признанием мирового православия. Данная ситуация крайне тревожит власти в Москве и иерархов РПЦ, которые усилили войну против украинской поместной церкви. Доходит до того, что Россия угрожает даже кровопролитием, если украинцы выйдут из Московского патриархата, боясь ощутимого оттока верующих.

Реакцию Москвы на стремления Украины к автокефалии донес митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, который указал, что предстоятели и представители церквей, архиереи, митрополиты и иерархи из православных стран, с которыми мы как каноническая церковь имеем полноценное — как официальное, так и частное — общение с удивлением, волнением, а иногда и с возмущением воспринимают все это и выражают свое несогласие.

По словам митрополита Антония, в разговорах с представителями УПЦ МП иерархи поместных церквей, в том числе греческие архиереи и те, кто относится к юрисдикции Константинопольского патриархата, «выражают слова поддержки и просят передать, что повода для волнений нет, поскольку поместные церкви не одобряют этих инициатив, которые могут привести к большим проблемам в мировом православии».

В Москве хорошо осознают, что решение об автокефалии зависит от позиции всех поместных церквей и позиции Константинопольского патриархата. По этой причине на внешнем фронте борьбы с украинской автокефалией российская церковь задействовала одного из деятелей «политического православия», народного депутата и олигарха Вадима Новинского. Он давно известен в качестве верного служителя имперским интересам России и последовательного лоббиста интересов «Третьего Рима» в Украине.

Как известно с его подачи в апреле 2018 года «Оппозиционный блок» зарегистрировал постановление об отмене решения Верховной Рады относительно обращения к Вселенскому Патриарху Варфоломею об автокефалии Православной церкви в Украине. Но известен он также и активной агитацией против автокефалии среди зарубежных церковных иерархов.

При этом Новинский, ориентирующийся на Кремль, противился признанию украинской автокефалии задолго до того, как президент Петр Порошенко публично поднял этот вопрос.

Например, по информации СМИ, в декабре 2017 года он на своем частном самолете летал в Стамбул вместе с управляющим делами УПЦ МП митрополитом Антонием и замглавой отдела внешних сношений Московской патриархии протоиереем Николаем Данилевичем. На территории Турции их встретил и сопровождал на всех встречах замгенконсула России Дмитрий Евдокимов. Новинский предлагал Вселенскому Патриарху Варфоломею свое «спонсорство». После этой поездки представители УПЦ МП митрополит Антоний и протоиерей Николай Данилевич убеждали, что якобы добились от Патриарха Варфоломея обещания не давать независимость украинской автокефалии.

Дальше-больше: в мае 2018 года Новинский ездил в Варшаву на встречу с епископом Польской автокефальной православной церкви митрополитом Саввой, с той же миссией – агитировать его против предоставления автокефалии УПЦ. Вместе с Новинским, как и во время его визита в Стамбул, прибыли управляющий делами УПЦ МП митрополит Антоний и другие представители, в т.ч. заместитель главы отдела внешних отношений УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич.

Сам Новинский не скрывает, что ведет подрывную работу против создания поместной украинской православной церкви постоянно повторяя тезис, что Варфоломей не признает ее: «Когда нам говорят, что есть уже практическая договоренность с патриархом Варфоломеем и что он вот-вот должен выдать какие-то документы на признание церкви, – это не соответствует действительности».

Как видно на лицо полное совпадение позиций со стратегией УПЦ МП по распространению лживой информации на тему автокефалии. Подпевает Кремлю еще один народный депутат Евгений Мураев, который говорит, что для признания автокефальной церкви все 14 патриархов и вселенский патриарх должны признать автономность церкви. Это очередной обман, манипуляция и политический пасс.

Но если Новинский и Ко обрабатывают зарубежную аудиторию, то высшее духовенство УПЦ МП получило указание из Москвы провести встречи с влиятельными украинскими политиками, бизнесменами, дипломатами для противодействия получению автокефалии Украинской православной церковью.

Так, по информации народного депутата Украины Дмитрия Тымчука, поставленная Москвой цель таких встреч — сформировать устойчивое мнение и убедить максимально возможное количество игроков, которые имеют реальные возможности влиять на реализацию государственной политики и принятию решений в Украине, в том, что создание Украинской поместной православной церкви и получение ею автокефалии нецелесообразно по различным причинам. Задача максимум –  сформировать «инициативную группу», которая поможет УПЦ МП заблокировать принятие решения о предоставлении автокефалии Украинской церкви.

В итоге полноценное продолжение гибридной войны Кремля против Украины с использованием темы церкви, для удержания страны в орбите своего влияния. Как указывает митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский «достаточно вспомнить методы, которыми Москва, начиная с 1991 года, боролась против иерархов Украинской Церкви, позиция которых в вопросе автокефалии её не устраивала. Накладывая всё, что мы знаем сегодня о методах гибридной войны, на события многолетней давности, можно утверждать: прологом гибридной войны России против Украины была война Москвы против решений собора УПЦ 1991 года, принявшего историческое определение о необходимости автокефального бытия Украинской Церкви… Но только после аннексии Крыма (2014) и начала открытой российской агрессии на Донбассе стало окончательно понятно, что жить не по лжи, совмещая лояльность к своей стране с лояльностью к пропагандирующей идеологию «русского мира» московской церковной структуре, уже невозможно».

Отталкиваясь от  этого можно абсолютно уверено сказать, что утверждение Украинской поместной церкви, это один из первоочередных вопросов с точки зрения защиты национального суверенитета.

Украинские вооруженные силы научились эффективно сдерживать российские гибридные войска на Донбассе. Но этого все же недостаточно, ведь в руках агентов влияния Путина остаются рычаги давления на украинцев через церковь. Без оперативного решения данного вопроса остановить российскую агрессию в духовной сфере будет крайне сложно, если вообще возможно. Это должно стать своего рода необходимым завершающим обрядом экзорцизма по изгнанию московских политических бесов, заводящих украинцев в бездну перманентного внутреннего саморазрушения и раскола.