http://www.nbrb.by/statistics/MonetaryStat/BankSysSurvey/

Чистые иностранные активы (ЧИА) всех банков РБ, включая сам НБ РБ, составили величину ~ -2,088 трлн руб, или ~ -0,7 млрд$.

Что это означает.

Для банков это звучит как сумма обязательств перед нерезидентами превышает сумму требований к нерезидентам.

В банковской системе требования к нерезидентам -это активы, т.е. то что имеется — иностранная валюта, золото, ценные бумаги в инвалюте плюс то что ей должны — кредиты в иностранной валюте, свои депозиты на счетах нерезидентов.

Обязательства же перед нерезидентами — это пассивы, т.е. то что должны им — кредиты, полученные от них, их деньги на своих счетах, свои ценные  бумаги номинированные в инвалюте, находящиеся в их собственности.

А на бытовом уровне, как пример для лучшего понимания, это когда некий чувак должен другим чувакам больше не только чем у него есть в реале на данный момент, но и даже учитывая всё что должны ему.

То есть, если он соберёт со всех своих заёмщиков, которым он одалживал, все одолженные им деньги, добавит к этой сумме всё что у него имеется в карманах, подушках и прочих хованках, всё равно этой суммы не хватит, чтобы расплатиться с долгами.

У чувака, правда, ещё остаётся мебель и недвижимость (квартира, дом. дача) и даже может быть авто и вообще всё что можно продать и расплатиться.

Поэтому банкротом его как бы и нельзя назвать, но в этом случае надо смотреть тенденцию.

Ведь в итоге можно распродать всё, если продолжать жить не по средствам, тратя больше чем зарабатываешь и при этом набирая долги для того чтобы поддерживать свой, незаработанный, уровень жизни.

На самом деле в реальности, в банковской системе, такое отрицательное значение можно исправить на положительное и без продажи имущества, т.е. без официального банкротства.

Популярные статьи сейчас

В Киеве вернут оплату за парковку: названа дата и условия

Президент Литвы сделал тревожное заявление об Украине

ПФУ опубликовал данные о крупных выплатах в апреле: чего ждать пенсионерам

Мобилизация транспортных средств: у кого и какие авто начнут изымать уже в мае

Показать еще

Такое уже было — в Украине. С августа 2008 года, с момента превращения сугубо внутриамериканского кризиса в мировой, ЧИА банковской системы Украины ушли «в минус» и держались «там» в течение года.

И всё же со второй половины 2009 года ЧИА украинских банков (вкл. НБУ) стали вновь положительными.

Как удалось хроническому должнику превратиться во внешнего бенефициара?

За счёт опять-таки кредитов, но уже не самим банкам, а государству в лице Минфина.

Минфин получает кредитную валюту (от МВФ) и продаёт её в определённое время Национальному Банку страны в обмен на местную, национальную.

В банковской отчётности эта операция записывается в виде «+» в разделе «иностранные активы», и в виде «-» в разделе «внутренние обязательства», ведь национальная валюта — это обязательства Национального Банка страны.

То есть, в разделе «чистые иностранные активы» показатели улучшаются за счёт ухудшения показателей в разделе «внутренние обязательства».

Но при этом внешний долг в иностранной валюте ложится именно на государство.

В случае с Украиной, правда, деньги пошли на выплату долгов, а не на их накопление, поэтому размер валового внешнего долга остался неизменным.

Ведь иначе, без кредита и, значит, без выплат долгов — признание банкротом, что, собственно, и обозначали минусовые ЧИА банковской системы страны.

Это и было предбанкротное состояние страны, из которого выбрались не только с помощью выплат долгов новыми долгами, но и резким ухудшением уровня жизни населения, что наглядно показывают данные Укрстата, где средняя заработная плата в первой половине 2009 года ниже этого же показателя второй половины 2008 -го, а ведь ещё и рост цен учитывать надо.

То есть, население классически расплатилось за плохой государственный менеджмент.

Надо сказать, что отрицательные ЧИА банков, т.е. внешние долги много хуже превышения внутренних обязательств над внутренними требованиями.

Потому что свою национальную валюту можно напечатать, не допустив банкротства всей системы во главе с Национальным Банком, а иностранную валюту не напечатаешь — её можно только заработать.

Таким образом, банки ухудшают свои показатели во внутригосударственной «бухгалтерии» за счёт улучшения показателей внешних связей.

Далее имеется возможность государству просто списать эти банковские долги или, что чаще, перевести их в виде вклада в уставной капитал этих банков.

Именно это (поддержание банковской системы за счёт государства)  происходит сейчас и происходили в Республике Беларусь все предыдущие годы.

Долги государству государственных же банков просто переводятся в как-бы вклад государства в эти банки, увеличивая их капитал, который, в таком случае, на поверку оказывается дутым. и никак иначе, потому что реальных денег не поступило. А просто прощены долги, которые невозможно было вернуть.

До 2008 года, когда страна жила за счёт фактической перепродажи дешёвой российской нефти (после одностороннего выхода Беларуси из договорённостей с Россией о разделе экспортных пошлин) и получения дешёвого российского газа, проблем в стране не было особых вообще. И долг внешний не рос и банковской системе хватало средств для финансирования дорожного строительства, постройки жилья за счёт льготных кредитов, возведения ледовых дворцов и субсидирования сельского хозяйства.

Ежегодный профит от пользования дешёвыми энергорерсурсами составлял до 6 млрд$ в год, т.е. более половины (!)  консолидированного государственного бюджета страны.

Белорусские власти рамахивали перед соседями и собственным народом «флагом успеха экономической модели».

Однако, после нескольких конфликтных ситуаций с Россией, последняя начала постепенно снимать Республику Беларусь «с довольствия».

Вначале это выразилось в увеличении цены на газ для Беларуси с 2007 года, с доведением её к 2011 году до значений, близких к тем ценам, по которой покупает газ Украина.

Затем, в 2008-ом, Россия обязала Беларусь соблюдать соглашение о разделе экспортных пошлин на нефть, постепенно снижая в этом разделе долю Беларуси.

Таким образом, поток «халявы»  для Беларуси стал неумолимо усыхать, но поскольку те «социальные достижения», которые имелись до этого момента, необходимо было сохранять, страна начала интенсивно брать иностранные кредиты, накапливая внешний долг страны.

Это прекрасно видно на сайте НБ РБ.

http://www.nbrb.by/statistics/ExternalDebt/Annual/

http://www.nbrb.by/statistics/ExternalDebt/Quaterly/

Иностранные кредиты позволяли удерживать экономическую ситуацию в стране на «приемлемом» уровне.

Выражаясь снова бытовым языком, чувак сидел на шее у родителей, а когда те сократили помощь, решил продолжить жить красиво одалживая деньги у знакомых.

Внешний долг страны за неполные 4 года  постепенного «снятия с довольствия» увеличился в 3.7 раза, с 6.84 млрд$ на 1 января 2007 года до 25,59 млрд$ на 1 сентября 2010 года.

Особенно поражает динамика накапливания долга в последние 2 года, когда цены на энергоносители повысились, причём всего лишь до уровня 50% от среднеевропейских цен, и до уровня 70-75% от цен, по которым закупает их Украина.

И теперь (на 01.09.2010) внешний долг на 1 гражданина страны составляет 2700 $.

Это уже выше чем в той же Украине с её показателем в 2275 $/чел.  При этом эта страна в 2009-2010 гг покупала газ на 60-70 $/тыс м3 дороже чем Беларусь  и нефть на 100- 110 $/т  дороже.

Так, средние в 2010-ом цены покупки Украиной природного газа у России, по данным Укрстата, 258 $/тыс м3, Беларусью. по данным Белстата, — 186 $/тыс м3. Нефти, соотв., 522 $/т и 421 $/т .

Таким образом, исходя из объёмов поставки энергоносителей из России в Беларусь, последняя экономит даже сейчас порядка 3 — 3,5 млрд$ в год.  Причём по сравнению с ценами для Украины, которые ниже среднеевропейских.

А ранее, до того как цены начали для республики подниматься, эта сумма экономии  была в пределах 5-5,5 млрд $ в год.

А если учитывать цены, по которым Россия поставляет сырьё, скажем, в Прибалтику, профит можно оценить сейчас в 4-4.5 млрд$ год, ранее —  6,5-7 млрд$ в год.

Для сравнения, бюджет Республики Беларусь 2010 года — 12 млрд$.

Чтобы белорусские объёмы перевести на украинские, для осознания величин, надо умножить их в 4,5 раза.

Получится сумма ежегодных безвыплатных дотаций в размере 15-25 млрд$, что превышает обещанный кредит МВФ, который надо возвращать.

Итак,  Россия наполовину сократила внешние миллиардные ништяки для Беларуси.

Беларуси пришлось наращивать внешние долги, живя уже не по средствам.

Это отражается в данных Платёжного Баланса (ПБ) страны — основном документе статистики внешних связей страны.

В Беларуси сальдо ПБ по счёту текущих операций не только хронически отрицательное (то есть, это и есть жизнь не по средствам), но ещё и усиливающееся в динамике от квартала к кварталу.

http://www.nbrb.by/statistics/BalPay/Analytical/Annual/

http://www.nbrb.by/statistics/BalPay/Analytical/Quaterly/

http://www.nbrb.by/statistics/BalPay/Analytical/Current/.

Для сравнения, вот ПБ Украины.

http://www.bank.gov.ua/Balance/PB/2010.pdf

Значения тоже отрицательные, но значительно меньше белорусских, а ещё надо учитывать масштабы страны.

Максимальное в Украине отрицательное сальдо ПБ по счёту текущих операций было в 1 квартале 2008 года — -3,662 млрд$ (http://www.bank.gov.ua/Statist/index_PB.htm, по ссылкам), что в переводе на белорусские масштабы — лишь -0,8 млрд$.

В Беларуси же минимальное отрицательное значение в 2010 году — -1,26 млрд$.

Повторяю Республика Беларусь в данный момент живёт не по средствам. страна не зарабатывает столько, сколько тратит на поддержание сегодняшнего уровня жизни.

Вернусь к тому, с чего начал — к знаковому (в обоих смыслах)изменению ЧИА банковской системы Беларуси.

http://www.nbrb.by/statistics/MonetaryStat/BankSysSurvey/

Посмотрите на динамику изменения ЧИА в стране за последние 4 месяца (для этого надо зайти в архив по ссылке сверху справа таблицы).

На 1 сентября 2010-го ЧИА банковской системы составляли 8,036 трлн руб (2,68 млрд$), а на 1 января 2011-го — -2,088 трлн руб (-0,70 млрд$).

За 4 месяца потери банковской системы составили, таким образом, 3,38 млрд$.

Это означает: пришедшая в страну иностранная валюта от торговых операций и по кредитным и инвестиционным линиям частично растворяется в стране по рукам населения (если бы люди понесли валюту на депозиты, она была бы учтена в ЧИА), но в основном — уходит обратно за пределы страны для закупки импорта.

И отрицательный Платёжный Баланс Беларуси по текущим операциям — тому подтверждение.

Из страны вымывается валюта. и в определённый момент. в условиях, когда Беларусь не получит очередного кредита (а к этому всё идёт после события 19 декабря), может наступить кризис не только в виде банкротства банковской системы перед внешними кредиторами, но и резкое сокращение импорта.

А импорт — это не только газ и нефть. Их доля в белорусском импорте — 34,2% . Остальное — это и металлы и первичные пластмассы и комплектующие для производства (прочие промежуточные товары), доля которых — 39,6%, и  потребительский импорт, доля которого в общем импорте по официальным каналам 15,9%,  инвестиционный импорт (станки, машины, оборудование) — 9,5%.

http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/2010_12/pril/3.pdf

А если учесть, что потребность Беларуси в импорте нефти всего лишь 6,3 млн тонн, а остальные объёмы — это фактическая перепродажа нефти после первичной перегонки, то доля «прочих промежуточных товаров» в общем объёме необходимого стране импорта — более 50%, а потребительского сектора — более 20%.

В условиях острой нехватки предложения валюты в момент повышенного на неё спроса, неминуемо возрастёт её стоимость. то бишь курс. Это естественные экономические законы.

Все рублёвые активы в стране в валютном исчислении резко сократятся. В том числе зарплаты и рублёвые депозитов в банках.

А не имея инвалютных средств закупить комплектующие — сократится производство, а, значит, вновь пострадает размер зарплат.

По причине сокращения потребительского спроса сократится импорт потребительских товаров — это также скажется на уровне жизни.

Сейчас, например, в Беларусь ввозится 180 тысяч (!) легковых автомобилей в год.  По уровню автомобилизации населения мы опередили и Украину и Россию.

Расходы на закупку твёрдых сортов пшеницы, которые у нас не созревают, в рублёвом исчислении резко возрастут (так как нац. валюта обесценится), что скажется или на ценах мучных изделий (а они и так сейчас выше украинских) или (при сокращении таких закупок) — на их вкусовых качествах (последнее кстати, давно белорусы, посещающие Украину, в т.ч. и я. заметили: украинские мучные изделия заметно вкуснее белорусских).

Возрастут рублёвые цены на топливо, отопление, горячую воду. ведь возрастёт рублёвая цена импортных энергоносителей.

И всё что было в стране из социальных достижений (а они есть несомненно) может исчезнуть с момента исчезновения внешней подпитки, которая, повторю, была вначале только за счёт российских энергетических дотаций, а в последнее время — также за счёт их, но в урезанном виде, и за счёт жизни в долг, накапливая внешний долг страны.

Поэтому, если в течение нескольких месяцев Беларусь не получит деньги из какого-либо внешнего источника, будь то МВФ. Россия, Китай или кто-нибудь ещё, единственный выход не допустить финансового обвала — это начать «продавать мебель», то бишь  высоколиквидные (т.е. то что можно относительно легко по приемлемой цене продать) предприятия.

Такие предприятия в стране есть.

Один только Беларуськалий с запасами калийных солей мирового значения (4-5 место в мире) можно продать, по разным оценкам, за 20-30 млрд$.

Но такие предприятия не продаются быстро, тем более когда нет в стране нормального фондового рынка. На согласование цены и условий могут уйти месяцы.

А месяцев до коллапса осталось не много.

За 11 месяцев прошлого года по внешнеторговым операциям из страны ушло (т.е. отрицательное сальдо торгового баланса товаров и услуг) 6,4 млрд$ (http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/2010_12/8.pdf), а в декабре (самый «импортовый» месяц в году) — уйдёт ещё миллиард.

В среднем, ежемесячно из страны по этому каналу уходит, получается, 600 млн$. а приходит в страну в виде инвестиций различного вида — ок. 100 млн$ (это видно в данных по ПБ РБ), итого ежемесячный отток — 500 млн$.

Все иностранные активы в банках страны — 22,456 трлн руб (~7,46 млрд$), долгов же иностранцам — 24,544 трлн руб (~8,15 млрд$).

Валовой внешний долг страны — 25,59 млрд$.

Западных кредитов не предвидится. Российских, видимо, тоже.  Китай купил бы Белкалий (или часть его), но, очевидно, не по выставляемой властями РБ цене.

Поэтому нам остаётся наблюдать, откуда белорусское руководство добудет денег, увеличив внешний долг, или что и кому продаст, или всё же начать вести обратный отсчёт времени до момента кризисного обвала страны, дефолта её банковской системы, резкого обесценения белорусского рубля и промышленного кризиса.

Следите за событиями…

«Хвиля», с разрешения автора,  Максима Равского,   Гомель,   Беларусь

18.01.2011