Катерс более всего известна как участница реалити-шоу «Project Runway Canada». Она говорит, что ее поколение видит, что сделали корпорации с нашей экологией, и оно пытается учитывать это как потребитель. «Бывая на западном побережье, люди особенно хорошо понимают, где они покупают свои продукты», сказала она в недавнем интервью. «Им нравится идея ходить в местные магазинчики, себя показать и с людьми поговорить». Катерс, которая недавно открыла свою линию модной одежды, любит экспериментировать с антикварными вещами. Иногда она сочетает длинную блузу с короткой юбкой, чтобы добиться неожиданного эффекта. Недавно она перекроила армейские рубашки. По ее мнению, это все равно, что создавать «носимое на себе искусство», которое к тому же идет на пользу природе. «Я и в самом деле следую правилу ста миль, насколько могу», говорит она, добавляя, что это касается и ее питания.

Это происходит не только в мире моды. Живая местная музыка произвела фурор в таких залах как Билтмор, Коммодор, Медиа Клаб, и недавно обновленном «Венью». Соцопросы населения показывают, что население все более склоняется проводить отпуск неподалеку, не уезжая далеко от дома. Тем временем сельскохозяйственные рынки и коммунальные сады, поставляющие продукты питания, вокруг Ванкувера процветают.

Релокализация поневоле

Сторонники «релокализации», такие как бывший житель Ванкувера и основатель «Post Carbon Institute» (Постуглеродный Институт), Джулиан Дарли считает, что это важная мера в ответ на изменение климата и рост цен на нефть, угрожающие сельскому хозяйству всего мира. В Университете Виктории климатолог Эндрю Уивер рассказал Крису Вуду (автору книги «Пересохший источник: грядущий водный кризис в северной Америке», 2008), что к 2050 году осадков в Канаде будет выпадать на 40% больше, между тем засушливые регионы Соединенных Штатов потеряют до трети осадков.

Это окажет глубокое влияние на производство продовольствия по обе стороны границы между США и Канадой. Также важно осознать, что современное сельское хозяйство сильно зависит от ископаемого топлива, а не только от вывоза товаров на рынки. Оно также зависит и от производства удобрений. Если цены на энергоносители возрастут, это ударит по сельскому хозяйству, и цены на продовольствие подскочат.

Бывший главный экономист компании «CIBC World Markets» Джеф Рубин убежден, что растущие цены на топливо сделают релокализацию неизбежной, и это касается не только сельского хозяйства. В своей новой книге, ставшей бестселлером «Почему наш мир становится все меньше: нефть и конец глобализации» Рубин убедительно показывает, что пик в глобальном производстве нефти и растущее потребление в нефтедобывающих странах вызовет резкое падение трансокеанской торговли с Азией. Рубин предсказывает, что это приведет к более локальному способу производства, местному производству продовольствия и региональной торговле.

«Я знаю, что существует целое движение за возвращение к местному производству, причем по другим причинам, но мы перейдем к нему хотим мы того или нет», сказал Рубин в своем интервью на презентации книги.

Выступая на презентации, Рубин говорил с такой энергией и страстью, что временами походил на сумасшедшего ученого. Он говорил, что возвращение к локальным экономикам потребует немного времени, вызывая неоднократные аплодисменты в зале. Он говорил о грядущих трансформациях в мировой экономике, которые сократят выброс углерода в атмосферу, однако при этом подчеркивал, что движущей силой этих изменений будут растущие цены на энергоносители.

Недавние сводки статистического бюро Канады показывают, что импорт из Китая снизился на 12% в мае этого года по сравнению с годом ранее. Наверное, не слишком правильно будет сказать, что это признак длительного сокращения трансокеанской торговли, но это поддерживает позицию тех, кто подобно Рубину, считает, что мы стоим на пороге глубокой экономической трансформации.

Региональный менеджер Стефании Андерсон рассказала нам в телефонном интервью, что она думает, что выставки товаров местных производителей имеют «мощный эффект» с самого начала, то есть три года назад. «У людей возникает ощущение единства всех жителей, поскольку мы становимся менее изолированными в своих квартирах».

Андерсон отметила, что многие из ванкуверских дизайнеров одежды используют экологически безопасные ткани. Среди них также есть вегетарианцы, которые отказываются использовать любые продукты животного происхождения. Сестра Андерсон, Карли Смит начала свой бизнес три года назад, уже имея имя своего отца, которое кое-что значило на улице высокой моды Портобелло Роуд в Лондоне. Теперь их семья имеет бизнес с местными дизайнерами в Калгари и Торонто.

«Вы не можете покупать все в торговой сети «Гэп»», говорит Андерсон, «вам нужно поддерживать сограждан своего города, особенно в период спада. Оставляйте деньги в своей стране, поддерживайте местный бизнес».

Движение «Выбирай местное»

Популярные статьи сейчас

В Киеве запустят новую систему оплаты проезда - уже без валидаторов

Алкоголь, сигареты и топливо будут продавать по новым правилам

Летние каникулы в школах Украины пройдут по новому графику

Мобилизация транспортных средств: у кого и какие авто начнут изымать уже в мае

Показать еще

Сторонники здорового питания уже создали свой проект под названием «Выбирай местное», возглавляемый Лейзой Йи. Он налаживает связи между фермерами и бизнесменами, чтобы население покупало больше продуктов местных производителей. Йи рассказала нам, что она начинала в 2007 году с несколькими местными бизнесменами. Сегодня она имеет более 60 членов.

Йи, основательница фермерского рынка в городе Стивенсон, сделала свой осознанный выбор в пользу местных продуктов. Она установила, что около 70% ее рациона составляют местные продукты питания, которые ей иногда доставляют на дом. Когда мы спросили ее, повлиял ли на ее выбор нефтяной пик или изменение климата, она ответила: «Я всегда об этом помню. Я вполне осознаю, как далеко я езжу, чтобы что-то купить. Если я могу что-то купить поблизости, я это делаю».

Релокализация также имеет место в магазинах по всему городу. За последние годы местные ассоциации по улучшению бизнеса добились успеха, подчеркивая свое местное происхождение и стараясь избежать однообразия. Мощеные камнем улицы, здоровая простая жизнь, концерты по субботам – все это напоминает нам старые добрые времена, изображенные на холстах Норманна Рокуэлла. Торговцы с 4-й авеню любят обыгрывать то, что раньше их район города был центром культуры хиппи и экологистов. Главная улица приобрела окрас «независимости», в то время как торговый центр Ванкувера подчеркивает свою «экспрессивность» и многонациональность. Торговые районы Кэмби Виладж и Данбар приобрели сходство с маленькими городками, со своими собственными кинотеатрами, недорогими ресторанами и местами отдыха. Китайский квартал, с другой стороны, агрессивно пытается перекрасить исторические здания, чтобы придать им интернациональный вид.

Местным торговцам нелегко конкурировать с международными корпорациями, проникшими в провинцию. Однако им приносят пользу перемены в сознании потребителей, понимающих, что покупать местные товары будет лучше для всей планеты.

Роберта Лакаглиа, менеджер фермерского рынка Ванкувера, рассказала нам, что питание экологически чистой пищей стало «мейнстримом», основным способом питания жителей, благодаря пропаганде его такими знаменитостями как Марта Стюарт и Опра Уинфри. Она также сказала, что новый фильм «Корпорация «Пища»», высветивший темную сторону производства продовольствия, и бестселлеры Майкла Поллана, пишущего о питании, дали этому движению определенный импульс. «Идея фермерского рынка гораздо более близка людям», считает она. «Люди типа Майкла Поллана и фильмы типа «Корпорация «Пища»» действительно помогают нам избавиться от прежних заблуждений, что только богатые люди могут питаться продуктами с рынка, или что такое питание это роскошь».

По словам Лакаглиа, продажи на фермерском рынке Ванкувера возросли с 2,8 миллиона долларов в 2007 до 4 миллионов в 2008. Каждый уикенд горожане тратят около 150 тысяч долларов на покупки в торговых районах, предлагающих продукты местных производителей. В текущем году она ожидает 10% роста продаж. «Некоторые продукты продаются лучше, другие хуже, но люди вполне могут приспособиться в использовании денег, и общий уровень продаж на рынке высок».

Стив Ван дер Лист, президент «Overwaitea Food Group», одного из крупнейших в провинции продавцов продовольствия, утверждает, что он также заметил рост интереса населения к местным продуктам. Выступая на открытии нового продовольственного магазина в деловом районе города, Ван дер Лист сказал о том, что его компания, имеющая местное происхождение, является одним из крупнейших скупщиков местных продуктов питания, произведенных в провинции. «Сегодня это стало важно для многих людей, но для большинства местных производителей это было важно всегда», сказал он. На фоне игры духового ансамбля, играющего на открытии магазина, он провел нас по его помещениям, указывая на этикетки с названиями местных производителей фруктов и овощей. «Мы всегда клеили их, поскольку мы местная компания», отметил он, добавив, что другим посредническим компаниям, имеющим главные офисы в Торонто или в Соединенных Штатах это сделать труднее. «Конечно, у них свои преимущества, но мы местные. И когда у нас поспевают арбузы, тогда мы их и привозим».

Проблема продовольственного суверенитета и «углеродный сдвиг»

Растущий общественный интерес к производству продовольствия также привлек внимание некоторых федеральных политиков. На днях несколько членов парламента – Либби Дейвс, Билл Сиксей и Алекс Атаманенко провели публичное обсуждение в городе проблем продовольственной безопасности. «Я езжу по Канаде, чтобы услышать то, что люди хотят сказать о проблеме продовольственного суверенитета и продовольственной безопасности», сказал нам Атаманенко. Он сообщил, что планирует завершить доклад по этой теме к концу года, что, как он надеется, приведет к созданию национальной политики по продовольственной безопасности.

Тем временем, депутат от либеральной партии Джойс Мюррей помогает своей партии разработать «полномасштабную национальную продовольственную политику». Нам удалось встретить ее на фермерском рынке экологически чистых продуктов. Как оказалось, этот вопрос ее тоже очень интересует, особенно все, что касается здорового питания. Она добавила, что дважды встречалась с Майклом Полланом, обсуждая продовольственную политику. По ее словам, половина из 2 триллионов долларов, которые американцы ежегодно тратят на борьбу с болезнями, это дань нездоровой пище. «Я думаю, что эти цифры говорят сами за себя», сказала Мюррей. «Что нам делать? Мы должны пересмотреть нашу продовольственную политику, и координировать действия… Однако в федеральном центре к этому пока не очень стремятся».

В последние годы транснациональные корпорации оказались под все усиливающимся шквалом критики. В своей книге «Коллапс глобализма и новое открытие мира» (2005), ее автор и философ Джон Рэлстон Сэул пишет, что глобализация постепенно заканчивается.

«Пророки глобализации, которые кричали «приватизация, приватизация, приватизация» оказались неправы, поскольку власть национального закона оказалась более важной», писал Сэул. Все более усиливающиеся страны, такие как Индия и Бразилия бросают вызов глобальной экономической премудрости. Фармацевтические гиганты вынуждены выкручиваться, чтобы избежать возмущения общественности».

Совсем недавно Наоми Кляйн предприняла мощную атаку на глобализацию в книге «Шоковая доктрина: приход капитализма-несчастья» (2007), где показала, как сторонники рыночного капитализма в духе Милтона Фридмана в период кризиса пытались навязать свою идеологию дикого капитализма ничего не подозревающим людям по всему миру. В Соединенных Штатах уже возникло движение сопротивления глобализации, частью которого стало движение за приобретение товаров только местных производителей.

Это уже побудило некоторых канадских муниципальных лидеров заговорить об эквивалентном ответе, «око за око» на удар глобализации. Однако для Рубина наибольшей угрозой глобальной торговой системе являются цены на энергию, а не просто отвращение к корпорациям. Его новая книга в деталях показывает удивительно сильное влияние растущих цен на нефть на стоимость трансокеанских грузоперевозок.

«Если трехзначные цены на нефть внезапно поднимут стоимость перевозок, сделав перевозку через океан слишком дорогой, то я и гроша не дам за рынки Азии или Европы», пишет Рубин в своей книге. «Я предлагаю обратить внимание на местные рынки, для которых рост транспортных издержек не так важен, и которые получат преимущество в конкурентной борьбе с заокеанскими товарами. Тогда и их, и наши производители будут вынуждены уйти с заокеанских рынков, движимые одинаковыми экономическими соображениями».

Рубин также написал главу в другой любопытной книге «Углеродный сдвиг: как двойной кризис истощения нефтяных запасов и изменение климата будет определять будущее». В ней он объяснил, как спрос на нефть сдвинулся с западных промышленно развитых стран в нефтедобывающие страны типа Саудовской Аравии, Ирана, Венесуэлы и России, делая цены на топливо высокими даже при сокращении потребления нефти на Западе.

Тем не менее, в этой же книге экономист Марк Джаккард предположил, что «нет причин особо волноваться из-за нефтяного пика». Джаккард объясняет это тем, что существуют обширные запасы альтернативных энергоресурсов, таких как уголь, запасы гидрокарбонатов, битумы, природного газа, которые можно, благодаря технологиям, превратить в жидкое топливо по цене менее 100 долларов за баррель. «Растущие цены на нефть, вызванные сужением рынка обычной нефти, приведут к инвестициям в альтернативные источники топлива, которые уже используются в коммерческих масштабах как по разным рыночным, так и нерыночным соображениям», пишет Джаккард. Если Джаккард прав, то это ограничит релокализацию. Если прав Рубин, релокализация будет нарастать.

Известный в Канаде бизнесмен Джимми Паттисон является владельцем продовольственной компании «Overwaitea Food Group». Мы спросили его, какой эффект оказывают растущие цены на энергоносители на бизнес-планы его компании. «Если цена на нефть составляет 35 долларов за баррель, и вдруг поднимается до 135 долларов, очевидно, что это окажет влияние на поведение людей», ответил Паттисон. «Вы должны стать более гибкими, я думаю, вам придется как-то приспосабливаться». Когда же мы спросили его о том, что он думает о прогнозах нарастания релокализации Рубина, Паттисон ответил с улыбкой: «Его догадки хороши, как и у каждого из нас». Конечно, самому богатому человеку в округе не очень хочется отвечать, почему его компания переехала из центра в провинцию, и не является ли это знаком того, что его компания уже готова встретить релокализацию.

Перевод Андрея Маклакова, Диалоги

Текст документа доступен по адресу:

http://www.straight.com/article-241535/hello-local-goodbye-global

08-11-2010 16-16