Вторая половина текущего года ознаменовалась нарастанием новых трудностей в мировой экономике: опять упали темпы экономического роста ведущих индустриальных стран Запада, а мировой валютный рынок вновь вступил в фазу повышенной нестабильности.

Новым фактором в нынешнем развитии событий является возвращение США и ряда стран Евросоюза к политике расширенного государственного кредитования национальной экономики и увеличения ликвидности финансового рынка за счет предоставления новых и дешевых денег.

В центре внимания делового мира сейчас экономика США, где происходит ослабление конъюнктуры. В своем последнем номере влиятельный британский еженедельник «Экономист» выступил с прогнозом, согласно которому Соединенные Штаты окончательно выйдут из нынешнего тяжелого финансового и экономического кризиса в 2014 году.

Поразивший Соединенные Штаты летом 2007 года, а затем распространившийся на всю мировую экономику кризис – самый глубокий с 30-х годов минувшего века. Его особенностью является то, что в эпицентре потрясений оказались мировые финансовые и банковские рынки.

«Анализ предыдущих кризисов показывает, что в случае поражения финансовых структур на преодоление трудностей необходимо около 7 лет», – отмечает «Экономист».

По прогнозам еженедельника, предстоящие четыре года будут для мировой экономики очень сложными: сохранится высокий уровень безработицы, а деловая активность останется низкой. За это время банкам предстоит восстановить структуру своего капитала, ликвидировать обесценившиеся активы. Клиенты также должны рассчитаться по имеющимся долгам.

Согласно подсчетам рейтингового агентства «Мудиз», американские банки за период с 2008 по 2011 год должны списать по обесценившимся активам сумму в 744 млрд долларов. Из них 476 млрд уже восполнено. Сейчас у банков есть свободные средства на то, чтобы погасить 80 проц. из оставшихся 268 млрд, отмечает агентство.

В публикации «Экономиста» делается оптимистический вывод о том, что нового падения ВВП и повторного спада в экономике США ожидать не следует. Тем не менее, по мнению еженедельника, американский политический истеблишмент и, в первую очередь, администрация президента Барака Обамы в недостаточной степени отдают себе отчет, что «экономика страны забуксовала на длительный период». Белый дом, – считает «Экономист», – «оказался неготовым к такому повороту событий».

Сейчас правительство США вновь оказалось перед дилеммой: возобновить меры по поддержке темпов развития национальной экономики или повторить судьбу Японии, которая в течение последних почти 20 лет находится в условиях экономической стагнации.

Как отмечают специалисты, Вашингтон сделал необходимые выводы относительно того, каким образом Токио допустил развитие в национальной экономике мощных дефляционных и стагнационных тенденций. «Политическое руководство в Вашингтоне полно решимости избежать ошибок, совершенных Японией», – пишет «Экономист».

В условиях появления устойчивых признаков ослабления экономической конъюнктуры в США, рынки ожидают возобновления Федеральной резервной системой программы по приобретению государственных облигаций, а, возможно, и ценных корпоративных бумаг. Данный шаг представляет собой просто расширенное печатание денег, не обеспеченных активами. На исторически низком уровне будет сохраняться и учетная банковская ставка по доллару.

Возобновление данной политики, которую США проводили с 2008 года и к постепенному сворачиванию которой приступили в конце 2009 года, будет иметь самые прямые последствия для ситуации, складывающейся на мировом валютном рынке, предупреждают аналитики.

Первые признаки возникновения на нем напряженности уже проявились, когда Банк Японии застал рынки врасплох, осуществив свою первую за последние шесть лет валютную интервенцию с целью понизить стоимость национальной валюты. Как сообщила выходящая в Лондоне американская газета «Уолл- стрит Джорнэл Юроп», размер валютной интервенции Банка Японии составил 20 млрд долл.

Популярные статьи сейчас

Трамп прокомментировал помощь Украине после проекта Джонсона

В Украине снова начнут отключать свет в ближайшие месяцы, — глава "Укрэнерго"

Полиция Киева открыла охоту на "уклонистов": кого ищут и что грозит

ПФУ опубликовал данные о крупных выплатах в апреле: чего ждать пенсионерам

Показать еще

Издание приводит мнение специалистов, согласно которому Япония уже в ближайшие недели продолжит действия, направленные на сдерживание роста обменного курса своей национальной валюты относительно доллара. Они не исключают, что нынешняя политика Банка Японии на рынках будет вестись по аналогии с кампанией, проведенной с января 2003 по март 2004 года. Тогда для недопущения удорожания иены японский Центробанк направил на рынки 35 трлн иен /421 млрд долл./.

«Деловой мир готовится к дальнейшим интервенциям Банка Японии в целях предотвращения роста обменного курса иены», – заявил, в частности, аналитик нью-йоркского отделения британского банка Эйч-эс-би-си /HSBC/ Роберт Линч.

21 сентября курс японской денежной единицы возобновил свой рост относительно доллара. Как рассказал корр. ИТАР-ТАСС специалист из лондонского Сити, «все говорит о том, что мировые рынки втягиваются в затяжную игру с Банком Японии вокруг курса иены». «Мы ожидаем принятия правительством США еще до конца текущего года новых программ по поддержанию экономического роста, которые будут основываться на увеличении кредитной денежной массы, – заметил собеседник. – В результате усилится тенденция к падению курса доллара и росту курса иены. В этих условиях только рынок сможет определить, кто выиграет схватку: Банк Японии, стремящийся не допустить удорожания иены, или валютные брокеры, делающие ставку на рост обменного курса японской валюты».

Между тем, внимание мирового финансового рынка сфокусировано также на китайском юане и позиции ряда групп в Конгрессе США по валютной политике КНР.

Как отметил на днях министр финансов США Тимоти Гайтнер, «Китаю следует позволить значительное и устойчивое повышение курса национальной валюты для того, чтобы исправить ситуацию, в которой юань остается заниженным по своей стоимости. Между тем, на минувшей неделе обменный курс юаня достиг самого высокого уровня по отношению к доллару с 1994 года – времени введения Банком Китая нынешнего механизма его котировки к американской валюте.

Одновременно на рынках начался значительный рост цен на золото. До нового исторического максимума они выросли в начале нынешней недели. 20 сентября вечером за тройскую унцию на лондонском рынке давали 1 тыс. 283 доллара. Так дорого золото в современной экономике никогда еще не стоило. В целом, за нынешний год мировые цены на золото уже выросли на 17 проц.

Как отмечает британская газета «Файнэншл таймс», спрос на золото является следствием широкого ожидания инвесторами возобновления правительствами ведущих стран Запада политики расширения кредита в целях поддержать падающие темпы экономического роста, что означает на практике увеличение денежной массы за счет печатания новых и не обеспеченных активами денег.

В результате золото вновь возвращает себе статус наиболее надежной защиты капитала в условиях ожидаемого обесценивания валют и новых финансовых потрясений. «Файнэншл таймс» отмечает также, что на рынках сейчас распространилась информация, согласно которой Центробанк России и центробанки ряда азиатских государств готовят крупные программы по скупке золота на мировых финансовых рынках.

Вывод о дальнейшем росте цен на золото сделали и ведущие компании-производители. Подтверждением этого стал тот факт, что мировой лидер по добыче золота южноафриканская корпорация «АнглоГолд Ашанти» /AngloGold Ashanti/ приступила к продаже длительных форвардных контрактов на поставки золота.

«Файнэншл таймс» приводит мнение главы отдела исследований товарных рынков немецкого банка «Дойче банк» /Deutsche Bank/ Майкла Льюиса, согласно которому через 24 месяца цена тройской унции золота выйдет на уровень 1,6 тыс. долларов. Ухудшение экономической конъюнктуры в США и новая напряженность на мировых валютных рынках вновь вернули в повестку дня вопрос о надежности облигаций ряда стран- членов Евросоюза.

При этом в эпицентре оказалась Ирландия, банковский сектор которой по-прежнему находится в сложнейшем финансовом положении. Отражением данной ситуации стало появление на минувшей неделе сообщений о возможном в ближайшее время обращении Дублина к Евросоюзу и Международному валютному фонду за экстренной финансовой помощью для стабилизации своей банковской системы. В деловых кругах не исключают, что Дублину может потребоваться программа ЕС и МВФ, аналогичная той, что была принята в отношении Греции.

Следует сказать, что руководство министерства финансов Ирландии сделало на днях ряд заявлений, в которых отвергло любые переговоры с ЕС или МВФ по вопросам финансового содействия.
С минувшего мая Европейский центральный банк /ЕЦБ/ скупает на финансовых рынках облигации стран-членов зоны евро в случае низкого спроса на них со стороны частных инвесторов. Именно таким образом сейчас поддерживаются курсы облигаций Греции.

Отражением нынешних сложностей стал в последние дни значительный рост доходности ирландских гособлигаций. То же самое происходит с облигациями Португалии. В непростой ситуации продолжает оставаться и Греция. Как сообщила газета «Уолл-стрит Джорнэл Юроп», Международный валютный фонд «рассмотрит вариант предоставления дополнительных кредитов Греции в случае, если возникнет угроза дефолта по ее облигациям».

В мае Еврокомиссия, Европейский центральный банк и МВФ предоставили Греции совместную экстренную кредитную линию в размере 110 млрд евро /143 млрд долларов США/ с целью не допустить краха государственного бюджета страны.

«Уже предоставленные Греции займы не являются препятствием для дальнейших и дополнительных соглашений с МВФ после того, как через 3 года истечет срок действия нынешней кредитной линии», – цитирует «Уолл-стрит Джорнэл Юроп» представителя Международного валютного фонда. Тем самым, отмечает газета, впервые дан ясный сигнал о том, что международные кредитные организации «не допустят дефолта Греции в случае, если Афины не смогут вернуть себе доверие частного кредитного рынка». Между тем, констатирует издание, эксперты МВФ считают, что Греция сможет вернуться на рынок частного заемного капитала в качестве «нормального заемщика» уже в будущем, 2011 году. По мнению ведущих аналитиков, нынешнее обострение финансовых проблем является частью общей тенденции к ослаблению мировой экономической конъюнктуры. Одним из показателей этого стало в последние недели падение фрахтовых цен на нефтетанкеры.

Как отмечают представители деловых кругов, суточная цена аренды нефтяного танкера упала с 75 тыс. долларов в начале минувшего июля до 8,5 тыс. долларов в настоящее время. По мнению специалистов, падение цен вызвано сокращением заказов на импорт нефти со стороны стран с новыми рынками, в первую очередь, в Азии. Комментируя создавшуюся ситуацию, лондонская газета «Таймс» замечает, что «появились первые устойчивые признаки того, что мировая экономика замедляет темпы своего роста».

Эксперты считают, что нынешнее развитие событий будет иметь последствия и для мирового товарного рынка. Мировые цены на нефть продолжат свой рост в обозримом будущем, так как сейчас увеличение спроса на нефть обеспечивается в первую очередь потребностями транспорта, заявил главный экономист Международного энергетического агентства /МЭА/ Фатих Бироль, выступая на состоявшемся в Монреале /Канада/ Всемирном энергетическом конгрессе.

«Мировой нефтяной рынок вошел в особую стадию, когда главным фактором в образовании цен на нефть является спрос со стороны транспорта», – заявил Бироль.

«Традиционный механизм ценообразования, когда он определялся мировым предложением нефти и спросом на нее, сейчас изменился. На сегодняшний день он полностью зависит от потребностей мирового транспорта, а также спроса со стороны развивающихся стран», – отметил один из руководителей МЭА.

По его словам, сейчас необходим более высокий уровень цен на нефть, нежели в предыдущие несколько десятилетий, чтобы остановить рост спроса на нее. Главный экономист МЭА также сообщил, что, согласно подсчетам этой международной организации, в последние пять лет 90 проц. прироста мирового спроса на нефть было вызвано потребностями транспортного сектора, включая автомобили и авиацию. Ранее прирост потребления в первую очередь определялся потребностями промышленных предприятий, а также электростанций, заметил Бироль.

В этой связи он подчеркнул, что «цены на нефть будут продолжать расти, так как сейчас пока не видно реальной альтернативы для нее со стороны иных, в том числе возобновляемых источников энергии». «Ситуация осложняется еще и тем, что автомобильное топливо субсидируется в крупнейших странах с новыми рынками, включая Китай, Индию и государства Ближнего и Среднего Востока, – заявил представитель МЭА. – В результате потребители не получают необходимых сигналов с мирового нефтяного рынка».

Однако на мировом газовом рынке будет наблюдаться обратная тенденция – следует ждать обострения конкуренции и возможного падения цен на газ. Наблюдающийся сейчас значительный рост производства сланцевого газа в Северной Америке будет иметь долгосрочные последствия для всего мирового газового рынка, отметил Фатих Бироль.