Свежий российский сериал «Пепел» с прекрасным актерским составом переносит нас, в казалось бы, далекое тоталитарное прошлое с портретами Берии и Сталина, темными коридорами и эстетикой облупившейся многослойной покраски на грязных стенах.

Особенно ярко поработав над первой серией, тем не менее, авторы явно снимали фильм в декорациях, предоставленных бытием современной российской глубинки. Впрочем, и украинской.

Но, дорогой читатель, давайте все же нарушим диалектические принципы единства и борьбы, формы и содержания, и сосредоточимся на сути сериала. Ведь именно хороший сериал закладывает массовые стереотипы поведения. Итак, основные идеи «Пепла» для «пипла»:

  1. «Кастовый строй – хорошо. Нарушать кастовые законы – плохо». Махатма Ганди, ездивший в плацкартных вагонах и боровшийся с кастовыми предрассудками в Индии, Мартин Лютер Кинг, боровшийся с рассовой сегрегацией в североамериканских штатах и семейство предпринимателей Армандов, тратящих баснословные финансовые ресурсы на борьбу с неравенством в России, как известно плохо кончили. Что-то подобное говорят авторы «Пепла». Перейдя из одной касты в другую, за тобой будет волочиться хвост поведенческих стереотипов, знакомств и проблем. Согласно сюжету фильма, оба его главных героя, пребывают на сопоставимо равных ступеньках профессиональной карьеры. Первый – капитан Красной армии, второй – успешный вор-медвежатник. Оба они уважают закон до тех пор, пока сила внешней среды не срывает судьбы обоих с рельс. И это происходит в первой серий. Все остальные серии герои фильма пытаются приспособиться к жизни в новой касте. Они приспосабливаются, и даже делают успехи: вор, став военным дослуживается до должности начальника части в чине полковника, а военный, превратившись в налетчика – возглавляет ОПГ. Завершает эту историю нехэппиэндовская концовка – все летит прахом, хороня под собой и главных героев, и обалденно красивую женщину, их полюбившую.
  2. Самый отвратительный персонаж – Еременко. Гугл по запросу «Еременко» выдает в первых строках как минимум двух известных украинцев – футболиста и маршала. В «Пепле» же Еременко — не антигерой. Что вы! Он — жадный и мелочный работник НКВД. Могу ошибаться, но авторы, могли бы избрать какую-нибудь другую фамилию, например — маршала Жукова или футболиста Аршавина.
  3. «Дурак погибает за государство». Молодому наивному красноармейцу Петрищеву, авторы фильма выделили незавидную роль — погибнуть от рук подлого Еременко. По фильму – это пылкий любовник, свою жизнь отдавший, сохраняя золото для Родины. Петрищев — архетип трудового советского народа, но авторы фильма почему-то противопоставляют его подлецу с украинской фамилией. Эх, знал бы этот Петрищев, куда золото пойдет после распада СССР…
  4. «Кастовый строй – хорошо. Хорошо – не менять касту.» Двадцатый век с его революциями и войнами забросил жителя солнечной Каталонии в дебри Карелии. Главная цель испанца – вернуться домой. И он, по возможности, делает все, чтобы этого достичь. Гастарбайтер-Диего трудолюбив, постоянен, надежен. И он – не меняет свою касту. В награду получает свободу и чемодан с ювелирными изделиями (кстати, купить их можно здесь http://www.zbird.com.ua/category/kol4ca). Как полагается – в конце фильма.

Чем более неустроено общество и нестабилен мир – тем больше желание людей в поисках равновесия забиться в угол, создать маленький уютный микромирок, замкнуться на собственной профессиональной, сословной или другой группе. Думаю, что именно отвечая на такой запрос зрителя неустроенного постсоветского пространства, ориентировались авторы фильма.

В российской сказке крепостной выполнял все прихоти своего барина – ходил туда, куда сам не знал, приносил невесть что… Пока не завел полезное знакомство с Коньком-Горбуньком. А потом — женился и поменял касту. Как видим, и теория и практика, и народная мудрость показывают, что менять касту можно, а судьбы духовных лидеров, пусть даже погибших за равенство людей, лишь подтверждают очевидное.